Возможность и действительность в истории. Возможность и действительность в философии

Продолжающийся анализ сущности материального объекта заключается в выделении в нем аспектов потенциального и актуального бытия, возможности и действительности.

Понятие «действительность» употребляется в двух смыслах. В широком смысле оно по своему содержанию близко к понятиям «материя», «материальный мир» (когда говорят, например, об «окружающей нас действительности»). Но понятие действительности в этом смысле нельзя сопоставить с понятием возможности, так как материя, материальный мир существуют как таковые не в возможности, а актуально. Другой смысл понятия «действительность» – это конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, пространственно локализованного, с определенными качественными и количественными характеристиками, в определенных условиях. Действительность в этом смысле имеет своим диалектическим партнером возможность (как возможность именно данного объекта). Будем употреблять понятие «действительность» именно в это смысле.

Основные признаки действительности – реальность (актуальность) и историчность. Действительность объекта – это все богатство его содержания, его внутренних и внешних связей в определенное время. Но действительность отдельного объекта не есть что-то застывшее и неизменное. Каждое конкретное явление когда-то возникло. Существовавшая прежде действительность перешла в настоящую действительность, настоящая действительность рано или поздно превратится в другую. Историчность действительности заключается в том, что она есть результат изменения предшествующей действительности и основание будущей действительности.

Данное содержание объекта (действительность) заключает в себе предпосылки возникновения новой действительности. Категория «возможность» отражает диалектику взаимосвязи настоящей и будущей действительности. Возможность – это будущее объекта в его настоящем, определенные тенденции, направления изменения объекта. Возможность не существует как-то отдельно от действительности, а в ней самой. Данная действительность в общем случае содержит в себе некоторое множество возможностей, характеру ее изменения присуща некоторая неопределенность. Настоящее в общем случае не может однозначно определить, какая именно из возможностей осуществится, поскольку еще не созрели условия их реализации. Каждая конкретная возможность вполне определена, но относительно неопределенной является судьба каждой отдельной возможности, будет ли она реализована или нет.

В конкретном материальном объекте не все возможно. Набор его возможностей ограничен законами объекта; закон является тем объективным критерием, который ограничивает спектр возможного, отделяя его от невозможного. Не все возможности объективно равнозначны; это обстоятельство отображается в классификации возможностей.

Различают реальные и абстрактные возможности. Под реальной понимается такая возможность, которая может превратиться в действительность на основе существующих условий, а под абстрактной – не реализуемая на основе существующих условий, хотя в принципе допускается законами объекта. Абстрактная возможность отличается от невозможности. Невозможное противоречит законам, а потому и не допускается ими. Именно потому, что существует объективный закон превращения и сохранения энергии, бесполезны попытки создать «вечный двигатель».

Каждая возможность имеет свое объективное основание – единство содержание объекта и условий его существования. С изменением содержания объекта и условий его существования основание возможности также не остается неизменным. Возможность имеет количественную характеристику, которую называют мерой возможности – вероятностью. Вероятность – это мера осуществимости некоторой возможности. Определение меры возможности, т. е. вероятности, имеет большое значение в практической деятельности.

Возможность и действительность взаимосвязаны. В их единстве определяющую роль играет действительность; возможность существует на базе определенной действительности.

Для перехода возможного в действительность необходимы два фактора: действие объективных законов и наличие определенных условий. При изменении условий изменяются вероятности тех или иных возможностей. В объекте происходит своеобразная конкуренция возможности. Законы лишь ограничивают спектр допустимых возможностей, но не реализацию строго определенной из них; последнее зависит от комплекса условий.

Процесс реализации возможностей в естественной природе протекает стихийно. В природе, преобразуемой людьми, реализация возможностей опосредована субъективным фактором. Человек может создавать такие условия, при которых реализуются одни возможности и не реализуются другие. Еще большую роль сознательная деятельность людей играет в реализации возможностей в обществе. В обществе – множество различных, а часто и противоположных возможностей, и здесь субъективный фактор играет большую роль.

Анализ способов превращения возможности в действительность приводит к понятиям необходимости и случайности.

Понятие возможности и действительности. Для выявления сущ ности объектов действительности в равной степени важно как исследование их настоящего, наличного состояния, так и изучение процесса их становления, генезиса. Постигнув же сущность, человек обретает способность заглянуть в будущее, предвидеть его, ибо общей чертой процессов изменения и развития, связанной с их непрерывностью, является обусловленность настоящего прошлым, будущего - настоящим. Диалектика взаимосвязи прошлого, настоящего, того, что появится в будущем при соответствующих условиях, отражается в категориях «действительность» и «возмож ность».

Категория возможности отражает тот этап становления явле ния, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции, присущей определенной действительности. Поэтому возможность следует определить как совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, становления новой действительности. В противополож ность возможному как тому, что может быть, но чего еще нет, действительность есть ставшее, то есть осуществившаяся возмож ность и основа существования новых возможностей.

Поскольку любой процесс изменения и развития связан с превра щением возможного в действительное, порождением этой новой действительностью новых возможностей и так далее, взаимосвязь возможного с действительным представляет собой общий закон изменения и развития в сфере объективного мира и познания.

Проблема возможности и действительности в истории философии. Вопрос о возможном и действительном привлекал внимание мыслителей еще в глубокой древности. Первую систематическую разработку его мы находим у Аристотеля. Он рассматривал возмож ное и действительное в качестве всеобщих сторон реального бытия и познания, как связанные моменты становления. Однако в ряде случаев Аристотель проявлял непоследовательность, допускал отрыв возможного от действительного. Так, в учении о материи"Как возможности, способной стать действительностью лишь через офор мление, в котором осуществляется некая цель, мы находим пример метафизического противопоставления возможности и действитель ности, следствием которого явилась уступка идеализму в виде учения о «форме форм»- боге, «перводвигателе» мира и высшей цели всего существующего.

Антидиалектическую тенденцию аристотелевской философии абсолютизировала и сознательно поставила на службу идеализму и теологии средневековая схоластика. В учении Фомы Аквинского материя представлялась как неопределенная, бесформенная, пассив ная возможность, которой придает действительное бытие лишь божественная идея - форма. Форма выступает активным началом, источником движения и его целью, разумной причиной осуществле ния возможного.

Субъективно-идеалистическую трактовку проблемы возможного и действительного дал Кант. Он отрицал объективное содержание этих категорий, утверждал, что «различение возможных и действи тельных вещей есть такое различение, которое имеет силу только субъективно для человеческого рассудка...» ". Возможным Кант считал то, мысль о чем не содержит противоречия. Такой субъективистский подход к возможному и действительному был подвергнут резкой критике Гегелем, развившим в рамках объективного идеа лизма диалектическое учение об этих категориях. Закономерности взаимосвязи возможного и действительного, гениально угаданные Гегелем, получили подлинно научное обоснование в философии марксизма, где впервые возможность и действительность были представлены в качестве категорий, отражающих соответствующие всеобщие и существенные моменты диалектического по своему характеру изменения и развития объективного мира и его по знания.

Взаимосвязь возможности и действительности. Будучи противо положностями, возможное и действительное находятся в диалекти ческом единстве: они исключают друг друга по своим наиболее существенным характеристикам, но порознь не существуют. Возни кая в недрах действительного и представляя будущее в настоящем, возможность тем самым уже обнаруживает всю относительность своей противоположности действительному. Через эту относитель ность реализуется непрерывность процессов изменения. Однако непрерывность тесно связана с моментами прерывности, включает их в себя: ведь реализуются далеко не все возникающие в недрах действительного возможности. Больше того, осуществление одних из них способно прерывать существование других.

Возможное и действительное, будучи взаимосвязанными ступе нями всякого изменения, неотделимы друг от друга. Развитие любого явления начинается с вызревания предпосылок его возникновения, то есть с существования в виде возможности, которая способна осуществиться лишь при наличии определенных условий. Схематически это можно представить как движение от возможности, возникающей в недрах некоторой действительности, к новой действи тельности с присущими ей новыми возможностями.

Учет качественного своеобразия состояний, отражаемых рассматриваемыми категориями, имеет большое теоретическое и прак тическое значение. Лишь глубокое изучение действительности позволяет человеку вскрыть присущие ей возможности, оценить их перспективность и опереться на эти знания в своей практической деятельности. Действительность содержит в себе огромное множест во возможностей, однако реализоваться способны далеко не все. Для реализации каждой из них требуются соответствующие условия, которые могут и не сложиться. В социальных процессах реализация тех или иных возможностей неотделима от практической деятель ности людей, которая успешна лишь в том случае, если она строится с учетом присущих действительности возможностей, объективных тенденций ее изменения. Цели, средства и способы этой деятельности в конечном счете также связаны с соответствующими объектив ными обстоятельствами. Вместе с тем сама практическая деятель ность как процесс превращения цели (возможность) э результат, продукт деятельности (действительность) есть единство возможно го и действительного. Естественно, что степень свободы и результа тивности указанной деятельности не безмерна. Она также регламен тируется объективными закономерностями.

Таким образом, понимание диалектики возможного и действи тельного имеет большое практическое значение, ибо помогает выявлять возможности и сознательно бороться за осуществление тех, которые обеспечивают социальный прогресс.

Виды возможностей. Анализ действительности обнаруживает многообразие ее сторон и тенденций, множество объективно присущих ей возможностей. И эти различные возможности играют далеко не одинаковую роль в функционировании и развитии материальных образований, существующей действительности. Реализация одних возможностей обусловливает переход материального образования (вещи) из одного качественного состояния в другое в рамках той же самой сущности, реализация других предполагает изменение сущно сти материального образования, переход его в другое материальное образование. В процессе осуществления одних возможностей мате риальная система переходит от низшего к высшему, при осуществле нии других - от высшего к низшему. Одни возможности касаются изменения качества, другие - изменения количества вещи. Одни возможности связаны с необходимым в вещи, другие - со случайным. Для осуществления одних возможностей условия могут созда ваться в настоящее время, для осуществления других - лишь в далеком будущем. Неодинакова и связь между возможностями. Существование одних возможностей исключает существование дру гих, имеются такие возможности, которые взаимополагают друг друга, и такие, которые переходят друг в друга, меняются местами и т. д.

Как известно, целенаправленное изменение природной и социальной действительности в процессе практической деятельности людей представляет собой осуществление определенных возможностей путем создания соответствующих условий. Если это так, ориен тация людей в этой деятельности, выбор наиболее эффективного пути достижения того или иного практического результата существенным образом зависят от знания особенностей различных видов возможностей. Поэтому мы несколько подробнее остановимся на их классификации.

В качестве основы классификации возможностей, выделения их видов мы возьмем всеобщие формы бытия, с которыми они так или иначе связаны. Так, все возможности можно разделить на две труп- пы в зависимости от того, чем они обусловливаются: необходимыми свойствами и связями или случайными. Возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта, называ ются реальными; возможности же, обусловленные случайными свойствами и связями,- формальными. Реальные возможности при соответствующих условиях осуществляются неизбежно, формальные - могут осуществиться, а могут и не осуществиться, поскольку природа случайности такова, что она порождается внешними факто рами, стечением обстоятельств, в связи с чем может проявиться, а может и не проявиться.

Примером реальной возможности может служить возможность электронов и позитронов при взаимодействии превратиться в фотоны, поскольку это основано на законах их взаимодействия и при соответствующих условиях необходимо осуществляется; возможность ведения планового хозяйства в социалистическом обществе, связан ная с господством общественной собственности на средства произ водства, необходимо присущим социализму. В качестве примера формальной возможности можно привести возможность рабочего в буржуазном обществе стать капиталистом, поскольку ее реализация связана со случайностью, с исключительно благоприятным стечением обстоятельств. Необходимые свойства и связи, законы, составляющие природу капиталистического общества, с неизбежностью пре пятствуют превращению рабочих в капиталистов, в собственников средств производства.

Различение реальных и формальных возможностей имеет большое значение для практической деятельности: в постановке целей, разработке программ, во всех своих действиях человек должен исходить из реальных возможностей. Формальные возможности не могут быть основой планомерной деятельности.

Возможности реализуются лишь при наличии соответствующих условий. И в зависимости от того, как они связаны с этими условиями, они делятся на конкретные и абстрактные возможности. Первые - это такие возможности, для осуществления которых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия; вторые - это возможности, для осуществления которых в настоящее время нет соответствующих условий, они могут появиться в случае достижения материальным образованием необходимой стадии развития. Например, возможность экономических кризисов в условиях капиталистического общества является конкретной. Для ее осуществления могут сложиться и периодически складываются соответст вующие условия. Возможность же экономических кризисов в прос том товарном производстве является абстрактной, ибо здесь еще нет необходимых условий для экономического кризиса, чтобы они появились, простое товарное производство должно превратиться в капиталистическое, а последнее должно достигнуть известной зрелости.

Если посмотреть на формальные возможности через призму абстрактных и конкретных возможностей, нетрудно заметить, что первые окажутся абстрактными, поскольку реальные условия для их осуществления, как правило, отсутствуют. Если же в силу стечения обстоятельств сложились соответствующие условия для реализации той или иной формальной возможности, она превращает ся в реальную возможность, поскольку в этих сложившихся усло виях она осуществляется с необходимостью, основывается на необ ходимой связи причины со следствием.

Различие возможностей конкретных и абстрактных имеет важное значение на практике. Дело в том, что абстрактныевозможности основываются на необходимых свойствах и связях, обусловлены законами функционирования и развития материального образования. Поэтому их часто пытаются использовать для разработки конкретных планов деятельности, конкретных программ преобразо вания действительности, не задумываясь над тем, что для реализации этих возможностей, а следовательно, и для реализации этих планов отсутствуют условия.

При разработке текущих планов развития народного хозяйства, определении путей решения назревших практических задач следует опираться на конкретные возможности, для осуществления кото рых имеются реальные условия. На современном этапе развития нашей страны такого рода возможностями, например, могут служить: возможность перехода народного хозяйства на преимущест венно интенсивный путь развития; возможность значительно увели чить выпуск конечной продукции из уже имеющихся ресурсов; возможность тесной интеграции науки с производством и др. Что же касается абстрактных возможностей, то их следует учитывать при определении перспектив развития общества, тех или иных областей социальной и природной действительности.

В связи с такими всеобщими формами бытия, как сущность и явление, все возможности делятся на сущностные и функциональные. Сущностными являются такие возможности, осуществление которых сопровождается изменением сущности вещи, а функцио нальными те, реализация которых вызывает изменение тех или иных свойств вещи, ее состояний в рамках той же самой сущности. Например, возможность электронов и позитронов при их взаимодей ствии превращаться в фотоны представляет собой сущностную возможность. Ее реализация обусловливает изменение сущности вступивших во взаимодействие элементарных частиц. Возможность электрона, входящего в тот или иной атом, перейти из одного стационарного состояния в другое, излучив определенное количество

энергии, является функциональной, она обусловливает изменение его состояния с сохранением сущности.

Различение возможностей сущностных и функциональных имеет большое значение на практике, когда в процессе воздействия на природную и социальную действительность с целью ее преобразования в определенном направлении предполагается изменение или со хранение сущности соответствующих материальных образований, тех или иных их свойств и состояний.

Учитывая, что в результате реализации одних возможностей материальное образование переходит от низшего к высшему, в ре зультате реализации других - от высшего к низшему, в результате реализации третьих - из одного в другое в рамках той же самой ступени развития материальных форм, мы можем все возможности разделить на прогрессивные, регрессивные и вариантные. Прогрес сивными называются возможности, осуществление которых вызы вает изменение материального образования от низшего к высшему; регрессивными - возможности, обусловливающие изменения системы от высшего к низшему; вариантными - возможности перехода одной конкретной реальности в другую в рамках одной и той же стадии развития. Прогрессивной возможностью, например, бу дет возможность перехода капиталистического общества в социали стическое; регрессивной - возможность установления в ходе реакционного переворота в государстве национальной демократии военной диктатуры, выражающей интересы наиболее реакционной части буржуазии; вариантной - приход к власти одной буржуазной партии вместо другой, потерпевшей поражение на выборах.

Знание особенностей прогрессивных, регрессивных и вариант ных возможностей позволяет людям лучше сориентироваться в оп ределении путей решения тех или иных практических задач, пра вильно оценить политику, проводимую теми или иными партиями, государствами.

В зависимости от того, качественная или количественная опре деленность вещи или какого-либо ее свойства изменяется вследствие осуществления той или иной возможности, различаются возможно сти качественные и количественные. Первая - это возможность, осуществление которой приводит к изменению качества вещи; вто рая - возможность, обусловливающая изменения той или иной количественной характеристики.

Например, качественной будет возможность превращения в процессе развития одного вида растений в другие, количественной - возможность увеличения числа особей того или иного вида путем их размножения. Выделение и учет этих видов возможно стей в процессе практической деятельности людей, связанной с достижением и качественных и количественных результатов, играют важную роль.

Рассмотрение возможностей через призму отношений противоре чия и соответствия позволяет выделить такие виды их как исклю чающие и сосуществующие. Исключающей называется возмож ность, с реализацией которой другая возможность исчезает, стано вится невозможной; сосуществующей - возможность, превращение которой в действительность не ликвидирует другой возмож ности.

Деление возможностей на сосуществующие и исключающие помогает людям лучше ориентироваться в процессе их практической деятельности, определить пути и формы преобразования тех или иных сторон, явлений природной и социальной действи тельности.

Материя имеет бесчисленное множество возможностей, указы вающих на ее неисчерпаемый характер и безграничность развития.

Реферат на тему:

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ


Действительность

Принцип действительности и возможности является как бы подытоживанием пройденного отрезка пути, поскольку интегрирует в себе рассмотренные до сих пор модификации материи, содержит их в себе в снятом виде, выражает собою диалектическое развитие этого отрезка в целом, в его тотальности, всесторонности. Поэтому он является более конкретным, богатым но содержанию, хотя но более трудным по усвояемости.

Представления о действительности и возможности, возникнув в античной философии, также прошли путь своего развития - от отдельных односторонних моментов, являвшихся продуктом непосредственного, чувственного созерцания, до современного конкретного, целостного научного их понимания в марксистской философии.

Аристотель эту проблему рассматривает в связи с разработкой таких категорий, как движение, материя, форма. В его понимании, собственно движение есть переход возможности в действительность, осуществление того, что существует в возможности. Рассматривая вещь как единство формы и материи, он доказывает, что материя есть возможность, а форма - действительность. Материя и форма это - одно и то же, первая - в возможности, вторая - в действительности. Первая пассивна, вторая активна. Разрабатывая основные принципы формальной логики, Аристотель классифицирует суждения по модальности - на суждения возможности, действительности и необходимости (соответственно-проблематические, ассерторические и аподиктические). Всякое суждение есть или суждению о том, что присуще, или о том, что необходимо присуще, или о том что возможно присуще. Учение Аристотеля о действительности и возможности является значительным вкладом в разработку этих категории. Однако его концепция о пассивности материи и активности формы, о «форме форм», об энтелехии и т. д. не позволяла ему научно решить проблему возможности и действительности.

Дальнейший шаг в разработке этих категорий сделан материализмом XVII-XVIII вв., который в борьбе со схоластикой и идеализмом, опираясь на достижения естествознания, развивает научный взгляд на действительность. Однако этот взгляд был исторически ограничен, поскольку материалисты этого времени отождествляли случайность и возможность, а также отрицали объективнее бытие, как случайности, так и возможности.

Эту ограниченность механического материализма пытается преодолеть Кант, который действительность и возможность рассматривает в их единстве, однако делает он это на субъективно-идеалистической и формально-логической основе. И если материалисты-метафизики отрицали объективное бытие только возможности, то Кант отрицает объективное бытие и возможности, и действительности, рассматривая их как продукт рассудка, как априорные категории модальности. По Канту, то. что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятие), то возможно. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо. Возможность подразделяется у него на логическую, реальную и практическую.

Формализм и субъективизм логики Канта подвергает критике Гегель, наиболее полно и всесторонне разработавший эти категории на идеалистической основе. По его мнению, возможность есть то, что существенно для действительности, но она существенна таким образом, что она вместе с тем есть только возможность. Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Действительность, как единство сущности и явления, богаче, конкретнее содержанием, чем возможность, которая является лишь абстрактным моментом действительности Возможно, что-то или невозможно, это зависит от содержания. т. е. от целостности моментов действительности, которая в своем раскрытии обнаруживает себя необходимостью.

Учение Гегеля о действительности и возможности содержит важные указания относительно различных аспектов этих категорий. По Гегелю, возможности бывают реальными и "пустыми», формальными. Он против чисто формально-логического утверждения «все возможно» и против тех, кто ведет пустые разговоры о формальной возможности, «чтобы с ее помощью увильнуть от исполнения определенных обязанностей» . Вместе с тем Гегель рассматривает реальную возможность как момент развития действительности, ибо реальная возможность некоторой мыслимой вещи есть налично сущее многообразие относящихся к ней обстоятельств. Реальная действительность, как таковая, есть ближайшим образом вещь со многими свойствами, существующий мир. Содержанием учения Гегеля о действительности и возможности является диалектическое взаимопревращение этих категорий, их переход друг в друга, что, собственно, дает ключ к пониманию самой диалектики развития.

Диалектический материализм, критически преодолев ограниченность как идеализма, отрицавшего объективное бытие действительности и возможности, так и ограниченность метафизического материализма, отрицавшего объективное бытие возможности и диалектику этих категорий, дает всестороннюю разработку проблемы. Чтобы правильно уяснить себе тождество и различие этих категории, необходимо прежде всего остановиться на имеющих важное значение для постижения истины различных аспектах этих категорий.

1. Под действительностью понимается, прежде всего, объективная реальность . В борьбе против многочисленных разновидностей идеализма, отрицавших объективное бытие действительности, материализм всех времен доказывал ее объективную реальность. Поэтому не случайно под действительностью в определенной связи понимают материалистическое решение основного вопроса философии, признание первичности материи и вторичности сознания.

2. Вместе с тем, поскольку реально, действительно существует не только материя, но и сознание, идеальное, то действительность выступает как единство сущности и существования, сущности и явления, как единство всего сущего, всех трех сфер - природы, общества и сознания.

3. Действительность выступает как необходимость, совпадает с ней. Как говорит Гегель «все действительное разумно, все разумное действительно», т. е. в своем развертывании действительность раскрывается как необходимость. Следовательно, все реально существующее еще не есть действительность: атрибут действительности принадлежит не всему тому, что реально существует, а только тому, что в то же время есть необходимость. В этом смысле действительность не совпадает с первыми двумя аспектами и отличается от них. В этом же смысле «действительность выше, чем бытие, и чем существование».

4. Наконец, действительность выступает как реализованная возможность, соотносится с последней как со своей непосредственной противоположностью. как со своим моментом. Истина состоит в том, что диалектика действительности и возможности есть их взаимодействие не в любом ее аспекте, а в последнем аспекте, в то время как рассмотренные выше аспекты действительности не охватываются ею.

2. Возможность

Действительность необходимо содержит в себе свою противоположность - возможность, как тенденцию и способность своего закономерного движения. Возможность также имеет свои аспекты, имеющие самостоятельное значение в познании.

1. Реальная возможность. Когда мы изучаем историю каждого данного реально существующего явления, то неизбежно приходим к следующему выводу: прежде чем явление становится реальным, действительным, оно существует в недрах своего непосредственно предшествующего явления в виде возможности. В определенных условиях эта возможность превращается в действительность, что означает возникновение явления в действительности. Стало быть, каждое данное, в действительности существующее явление, предмет, вещь, процесс есть так или иначе реализованная возможность.

С другой стороны, данное явление не только есть реализованная возможность, но и в свою очередь само заключает в себе возможность своего другого явления: оно «беременно» своим другим. Само по себе ясно, если бы всамой действительности не содержалась внутренняя возможность нового явления, то не было бы никакого развития. Действительность, являясь реализованной возможностью, не лишена возможности. а всегда заключает ее в себе как свою внутреннюю противоположность, как свою способность рождать новые явления, как свою тенденцию развития. В этой связи правомерна следующая постановка вопроса: куда явление развивается? Ответ состоит в следующем: оно развивается в свою противоположность, которую необходимо заключает в себе, которую вынашивает по мере своего развития и в которую, в конце концов, переходит, что и означает превращение явления н реализацию возможности. В этом смысле возможность есть тенденция развития явления.

Реальная возможность, стало быть. - это то, что в данных условиях еще не реализовано, но существует объективно, возникает закономерно в процессе развития, причинно обусловлено, содержится в самой действительности, имеет свое некоторое бытие в ней. Она - внутренне присуща действительности и выражает не только абсолютную тенденцию развития явления, но и относительную, т. е. не только возможный конечный результат, по и каждый уровень его развития, каждое состояние или этап процесса явления. Характер возможностей, степень их зрелости, их определенность обусловлены самой действительностью, законами ее развития. В реальных вещах, явлениях, а также в познающем мышлении, всегда имеется множество различных, подчас противоречивых возможностей, тенденций, учет которых необходим для познания и практики.

Итак, под реальной возможностью мы понимаем такую, которая рождена конкретными историческими условиями, имеет необходимые непосредственные корни, предпосылки в самой действительности на данном этапе ее развития и на этом же этапе при наличии определенных условий может быть реализована.

2. Абстрактная возможность . Кроме реальной возможности имеет место и такая возможность, которая не рождена данным состоянием развития действительности, не имеет непосредственных корней и предпосылок в действительности и на данном этапе не имеет условий для реализации. Она может быть выражением побочных тенденций развития, а может быть и выражением весьма отдаленных, опосредованных, но вполне реализуемых в иных условиях процессов. Абстрактная возможность может совпадать с мечтой человека.

3. Абстрактно-формальная возможность - это то, что формально возможно, но фактически никогда не осуществимо, т. е. это абсолютно пустая возможность . Познание должно четко определить различные аспекты возможности, исходить из учета действительности и реальных возможностей. Вместе с тем оно должно вскрывать научную несостоятельность абстрактно-формальных возможностей. Пустые возможности хотя и не реализуются и для науки никакого значения не имеют, но они играют определенную роль, оправдывают все что угодно, но главным образом, безответственность.

Далее. Реальной возможности противостоит не только действительность и не только абстрактная и абстрактно-формальная возможность, но и невозможность . В отличие от абстрактных представлений о том, что «все возможно» или «нет ничего невозможного», поскольку все можно подвести под формальнологическое абстрактное тождество, диалектическая логика исходит из того, что реально существует не только возможность, но и невозможность . Категория невозможности, прежде всего, выражает абсолютную невозможность , абсолютную нереализуемость как по форме, так и по содержанию - нереализуемость никогда и ни при каких условиях. Например, никогда и ни при каких условиях абсолютно невозможно уничтожить материю и законы ее развития.

Невозможность может быть и относительной . Ее следует понимать в смысле абстрактной возможности: нечто невозможно в данных условиях, но в других, изменившихся, условиях может стать возможным. Отсюда следует, что нельзя смешивать ни возможность с невозможностью, ни абсолютную невозможность с относительной невозможностью.

Возможность и вероятность . Возможность возникает из закономерного хода развития явлений, неразрывно связана с необходимостью и определяется конкретными условиями. Но возможность связана и со случайностью. Во-первых, возможность, реализуясь, превращается в явление, которое несвободно от случайных черт, выступает как единство необходимости и случайности. Во-вторых, возможности возникают не только из необходимости, но и из случайности - из случайного совпадения двух пли множества явлений и обстоятельств, из массовых случайных событий. Категория вероятности выражает степень возможности появления какого-нибудь события на основе исчисления массы случайностей . Математическая вероятность равна отношению числа случаев, «благоприятствующих» данному событию, к общему числу «равновозможных» случаев. Вероятность не есть субъективное мнение или желание, а выражение объективной связи между массой случайностей и данным событием, причем ближайшее рассмотрение показывает, что сама эта масса случайностей есть проявление необходимости.

3. Взаимопревращение действительности и возможности

Развитие есть вечный и бесконечный закономерный процесс взаимопревращения возможности и действительности. Действительность и возможность одновременно тождественны и различны. Их тождество состоит в их взаимопроникновении и взаимопревращении. Их различие заключается в том. что в своем единстве они занимают различное место, играют различную роль, имеют различную специфику и т. д. Возможность есть и в то же время не есть действительность.

Во-первых, непосредственно осуществляется, превращается в действительность не всякая, а реальная возможность. Во-вторых, для ее реализации нужны определенные условия, без которых она может стать просто невозможностью, т. е. может реализоваться, превратившись не в свое другое, а вообще в другое. Так называемое «голое» уничтожение есть не что иное, как уничтожение данной реальной возможности, т. е. превращение последней в невозможность, или, что то же самое, есть ее превращение в любое другое, только не в свое другое. Однако не все реальные возможности в действительности уничтожаются, ибо если бы было так, то не было бы развития. Несмотря на то, что в действительности и имеет место «голое» уничтожение реальных возможностей, известная их часть в определенных условиях все же превращается в свое другое и наоборот. При этом следует подчеркнуть, что если в природе возможность реализуется сама по себе, стихийно, то в обществе она реализуется как целесообразная деятельность людей, для чего необходимы следующие условия:

1. Прежде всего, нужен учет других возможностей - как отрицательных для данной возможности, так и положительных. Без строгого учета всех реальных возможностей, без научного анализа этих возможностей нельзя осуществить данную возможность.

2. Поскольку, как правило, имеются условия не только для реализации данной, но и других противоположных возможностей, то лишь при ликвидации последних можно реализовать данную возможность, В общественной жизни, например, одни возможности, представляющие новое, прогрессивное в конечном итоге одерживают победу, а другие, представляющие старое, терпят поражение, так как защищают интересы отжившего.

3. Данной возможности не только противостоят другие, но имеются и такие, которые способствуют ее реализации. Отсюда - необходимость правильного и всестороннего учета и использование этих благоприятствующих возможностей для реализации данной возможности.

5. Нужно решительно отбросить теорию самотека и организовать победу данной возможности.

Таким образом, победа данной реальной возможности в развитии общества объясняется всей совокупностью внутренних и внешних условий, средств, путей, преимуществами нового, активной деятельностью субъективных факторов и т. д.

Стало быть, практическая реализация данной возможности осуществляется путем преодоления целой системы противоречий.между практикой и познанием, общим и единичным, качеством и количеством, абсолютным и относительным, прерывностью и непрерывностью, конечным и бесконечным, тождеством и различием, сущностью и явлением, содержанием и формой, необходимостью и случайностью, причиной и следствием и т.д. и т.п.

Возникновение и разрешение, разрешение и возникновение противоречия между действительностью и возможностью есть непрерывно-прерывный процесс, есть возникновение нового, высшего этапа в развитии, есть действительность диалектики материи. Но говоря это, мы логически обобщаем, сокращаем путь исторического развития материи и выражаем его в основных этапах, характеризующихся такими величайшими скачками в ее развитии, как возникновение жизни и человеческого общества.

В связи с этим чрезвычайно важно подчеркнуть, что высшие, более конкретные ступени непосредственно выводить из любого состояния низшей неправомерно, поскольку в противном случае игнорируются опосредствующие звенья, что приводит в итоге к нарушению принципа совпадения логического и историческою. Это мы видели на примере метода Смита и Рикардо, одним из главных недостатков которого является как раз игнорирование опосредствующих звеньев. При рассмотрении вопроса о возникновении жизни следует исходить из того, что всякая попытка непосредственно выводить жизнь из любого состояния неживой природы приводит к тем заблуждениям, что и у Смита и Рикардо. Природа должна.была длительное время по своим собственным имманентным законам развиваться сама в себе, пока противоречие между действительностью и возможностью возникновения жизни не достигло той ступени зрелости, на которой в определенных условиях стало возможным ее возникновение. Следовательно, между жизнью и неживой природой существует множество промежуточных, опосредствующих звеньев усложнения и развития самой неживой природы. Возможность живой природы.могла превратиться в действительность лишь на определенном этапе модификации природы в результате длительных физико-химических процессов.

Вместе с тем не только возникновение жизни было итогом длительных физико-химических преобразовании в неживой природе, но и сама возникшая жизнь имеет свою историю, прошла различные этапы своего внутреннего усложнения - от доклеточных, простейших фирм живого вещества до человека. Так как живое тело есть дальнейшее усложнение в развитии действительности, то определение должно охватить следующие его особенности.

Живое тело существует в неразрывной связи с неорганической природой. Оно есть единство разнообразных, особым образом взаимосвязанных химических соединений, составляющих как бы его «субстанцию» и принимающих разное участие в обмене веществ. Оно невозможно без механического, молекулярного, химического, термического, электрического и т. д. изменения.

Наличие побочных форм движения в живом теле не выражает его сущности. Они являются внутренними условиями существования главной, биологической формы движения. Живое тело невозможно без этих побочных форм. Но вместе с тем нельзя свести биологическую форму к ним. В единстве всех этих форм в живом теле биологическая форма является господствующей и для своего существования подчиняет себе все низшие формы движения, которые не составляют «автономии» в живом теле, а слиты воедино с биологической формой, наличествуют вней в снятом виде .

Сущность биологической формы движения состоит в обмене веществ. Живое тело может существовать только при том условии, если в нем непрерывно происходят ассимиляционно - диссимиляционные процессы. Оно собственно и есть эти процессы . Ассимилируя из внешней среды нужные себе вещества, оно превращает их в свои собственные моменты, стороны, т. е. самообновляется, самовоспроизводится. Но его самовоспроизведение есть одновременно его саморазрушение - диссимиляция. Самовоспроизведение и саморазрушение есть одно и то же отношение , стороны которого одновременно обусловливают друг друга, немыслимы друг без друга и взаимоисключают друг друга. Только в этом своем единстве они обусловливают характерные особенности жизни: раздражимость, подвижность, рост, размножение, изменчивость, наследственность, эволюцию и т. д. Живое тело есть неразрывное единство наследственности и приспособления. Так как условия существования живого тела непрерывно изменяются, заставляя его приспосабливаться к ним, то сообразно с этим изменяется и наследственность Следовательно, наследственность включает в себя свою собственную изменчивость и немыслима без нее.

Наконец, вытекающий из противоречия наследственности и приспособления естественный и искусственный отбор - выживание и размножение наиболее приспособленных к условиям внешней среды особей, разновидностей и видов.

Конечно, ассимиляционно - диссимиляционные процессы в организме составляют абсолютную и самую элементарную, абстрактную его основу. Но эволюция создает другие, более сложные физиологические функции, нервную деятельность и т. д. в результате чего из примитивных, простейших доклеточных организмов образовались одноклеточные, давшие начало первым растениям и животным. А из первых животных путем дальнейшего дифференцирования развились бесчисленные классы, отряды, семейства, роды и виды животных и, наконец, та форма, в которой достигает своего наиболее полного развития нервная система - именно позвоночные. Среди последних рождается, формируется то позвоночное, в котором природа приходит к осознанию самой себя, -- человек 2 . Возникает человеческое общество.

Из сказанного следует несколько выводов.

1. В своем историческом развитии материя прошла различные, последовательные ступени усложнения. Она переходила от абстрактной сферы к конкретной, от менее конкретной сферы к более конкретной. Взаимопревращение форм движения и эволюция материи есть не что иное, как взаимопревращение действительности и возможности .

2. Это взаимопревращение имеет место не только между формами движения, но и внутри каждой из них. Именно потому, что внутри каждой формы движения саморазвитие происходит от низшего к высшему, через ряд последовательных ступеней, возможен пароход от данной формы к новой, высшей. Следовательно, высшая форма возникает не из любого состояния низшей, а из еевысшей.ступени, из ее самого зрелого и конкретного состояния. Иными словами, только саморазвитие до полной зрелости низшей формы обусловливает ее превращение в высшую форму.

3. Каждая следующая ступень в развитии содержит в себе предыдущую в снятом виде. Высшие формы движения несводимы к низшим, низшие формы всегда наличествуют в высших как подчиненные, побочные формы их развития. Конкретное содержит в себе абстрактное в снятом виде в процессе развития как всех форм движения, так и внутри каждой из них. При этом высший этап в развитии вырастает, возникает непосредственно из своего предыдущего.

4. Источником перехода низшей формы движения в высшую, а также перехода низшей ступени в высшую внутри каждой из них является противоречие между действительностью и возможностью, которое не разрешается внутри данного состояния, данного целого, но его разрешение есть переход в новое высшее состояние, в новое высшее целое, которое удержало в себе содержание всего предшествующего развитая.

5. Эта объективная диалектика развития материи в целом совпадет с логикой развития истории познания и с законами логического мышления. Так, сначала выдвигаются па первое место науки, которые изучают низшую форму движения материи (механика), затем - науки, изучающие более сложные формы движения (физика, химия и биология). Иными словами, история развития познания выступает как аналог истории развития объективной действительности и подчиняется тем же диалектическим законам, что и развитие материи.

Общество - более конкретная сфера действительности, сложная, высшая форма движения материи. И здесь мы имеем дело с совпадением объективной диалектики действительности с логикой истории познания. Это видно из того, что подлинная наука об обществе - марксистская социология - возникает позже наук, изучающих низшие формы движения. Вместе с тем и история социологии в общем и целом совпадает с законами логики; от отдельных, абстрактных моментов, элементов знания об обществе до всесторонней, конкретной марксистской науки об обществе - таков путь истории социологии. Как мы уже говорили, домарксистская социология была идеалистической. Главная причина того, что прошлые материалисты оказались идеалистами «вверху», не видели решающей роли общественной практики, материального производства в познании и преобразовании действительности состоит в сложности самой общественной жизни, а также в ее недостаточной, в их время, зрелости. Выводя сознание непосредственно из природы как таковой, они не видели внутренней, необходимой, закономерной связи, как в развитии объективной действительности, так и в развитии познания, не видели источника активности сознания. Метафизичность и созерцательность были «ахиллесовой пятой» старого материализма, ослабляя его позиции в борьбе с идеализмом. Но, с другой стороны, его сильной стороной было материалистическое понимание природы. В то же время, хотя положительной стороной идеализма, в особенности гегелевского, была диалектика, его слабой стороной была мистификация, как действительности, так и самого познания.

Итак, принцип взаимопревращения действительности и возможности вскрывает эволюцию материи, превращение неживой природы в живую, последней - в общество, далее, развитие общества в самом себе - от низшего к высшему, а также эволюцию соответствующих логических категорий, отражающих этот процесс. В этом поступательном движении каждая новая ступень богаче, выше своей предыдущей, поскольку результат содержит всебе свое начало, которое обогащается новыми приобретениями; каждая высшая ступень отрицает, снимает свою низшую, содержит в себе все ее богатство и отрицает, снимает себя в следующей, третьей ступени. Это отрицание отрицания одновременно является как синтетически и генетически развитым содержанием, так и тенденцией, направлением всего бесконечного процесса.


Литература

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 140.

2. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 358.


* «Возможно, - пишет он. - чтосегодня вечером луна упадет на землю, ибо луна есть тело, отделенное от земли, и может поэтому также упасть вниз, как камень, брошенный в воздух; возможно, что" турецкий султан сделается папой, ибо он человек, может, как таковой обратиться в христианскую веру, сделаться католическим священником и т. д.... Чем человек необразованнее, тем менее он знает определенные соотношения предметов, которые он хочет рассматривать, темболее он склонен распространяться о всякого рода пустых возможностях, как это, например, бывает в политической области с так называемыми политиками пивных» (Гегель. Соч., т. 1. Стр. 241).

* Разумеется, сама мечта так или иначе детерминирована, причинно обусловлена. Однако для познания и практики очень важно отделить мечту полезную как толчок к работе, от мечты пустой, вредной, с помощью которой «увиливают» от работы и от ответственности. В процессе развития отдельные абстрактные возможности могут стать реальными возможностями, а затем и в определенных условиях превращаться в действительность.

Например, в истории капитализма были случаи, когда тот или иной отдельный пролетарий превращался в капиталиста. Формальнологически рассуждая, можно придти к выводу, что раз тот или иной представитель рабочего класса мог стать капиталистом, то существует возможность всем пролетариям стать капиталистами. Однако фактически это абсолютно невозможно, ибо буржуазия и пролетариат немыслимы друг без друга. Право-оппортунистические лидеры нередко заигрывают с рабочими рассуждениями о подобного рода «возможностях».

Философия

Соотношение материального и идеального (духовного) как фундаментальная проблема философии и возможные пути ее решения. Проблема метода в философии

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия,

Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя.

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная область знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя», «материальное» в данном контексте употребляются как синонимы, равно как и понятия «дух», «мышление», «сознание», «духовное» (идеальное). Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия является системой знаний о мире как целом, постольку и возникает необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое.

Вопрос об отношении мышления к бытию получил название основного вопроса философии. Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Сегодня отношение к данному вопросу неоднозначно. Диапазон мнений колеблется от попыток лишить этот вопрос ореола универсальности до полного его отрицания, как лишенного познавательного смысла и значения. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей. Исследование соотношения бытия и сознания, материального и идеального является условием, без которого человек не сможет выработать свое отношение к миру, не сможет ориентироваться в нем.

Более четко этот вопрос сформулировал Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания»1. Бертран Рассел также писал: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астрономам, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы... - дело философии»9. Таким образом, проблема «материя и дух» пронизывает всю историю философской мысли как одна из важнейших. Она продолжает сохранять свою актуальность и как одна из загадок мира, и как одно из существенных оснований для упорядочения философских школ, учений, взглядов.

Вопрос о соотношении материального и духовного (идеального) многоаспектен. В реальной жизни он высвечивается различными гранями, выступает в разных формулировках и постановках и его нельзя сводить только к тривиальному «что первично?». Так, уже на уровне мифологического мировоззрения он выступал как вопрос о соотношении души и тела. Позднее возникают вопросы об отношении мысли к предмету мысли, общественного сознания и общественного бытия, умственного и физического труда. Это также вопросы об отношении реальности и идеала, отношении между тем, что есть, и тем, чего хотят люди. Одним из важнейших аспектов основного вопроса философии является вопрос о соотношении исторической необходимости и свободы человека. Рассмотрение всех вышеназванных вопросов и осуществляется через призму категорий «материя» и «сознание», «материальное» и «идеальное», «дух» и «природа».

Основной вопрос философии включает в себя два аспекта, две стороны рассмотрения: онтологическую и гносеологическую. Первая заключается в постановке и решении проблемы, что первично: материя или сознание. По существу, это вопрос о природе, сущности мира, о том, материален он или идеален, сознание ли зависит от окружающего мира, производно от него или сам мир производен от сознания? Существуют различные варианты решения данного вопроса. Так, древнегреческий философ Гераклит (ок. 544–483 до н.э.) утверждал, что «этот мир... не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере»10. Другой древнегреческий мыслитель Платон, напротив, считал, что есть два мира: первичный, потусторонний мир, который он называл миром идей, и мир вторичный, производный от первого – мир вещей. По мнению Платона, материальный мир, мир вещей – это лишь тени, искаженное отражение мира идей. Русский мыслитель XVIII в. Андрей Михайлович Брянцев полагал, что великие и вечные во вселенной законы установлены всемогущим повелителем природы11.

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии философы разделились на 2 направления: материалистов, считавших основным началом природу, материю, и идеалистов, утверждавших, что дух существовал прежде природы, и признававших в конечном счете сотворение мира12.

Взгляд, согласно которому за основу мира признается одно, единое начало, получил название «монизм» (от греч. monos – единый). Как видно из приведенного выше, монизм может быть либо материалистическим, либо идеалистическим. Но в истории философии существовал и дуалистический взгляд на мир (от лат. dualis – двойственный). Дуализм – мировоззрение, которое признает не одно, а сразу два начала - полностью автономных и равноправных, существующих одновременно, независимо друг от друга – материю и дух, которые развиваются самостоятельно по своим специфическим законам (Р. Декарт, 1596–1650 гг.). И все-таки дуализм не составлял какой-либо особой, самостоятельной линии в философии. Философы-дуалисты в конечном счете примыкали либо к идеализму, либо к материализму.

Материализм прошел ряд ступеней в своем развитии. Исторически первая форма материализма – материализм древних греков. Эту форму обычно называют наивным, стихийным материализмом. Он был результатом непосредственного созерцания мира и не мог еще опираться на науку, поскольку она только начинала зарождаться и сама еще находилась в лоне философии. Особенностью этого материализма было то, что он сочетался с элементами стихийной диалектики (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.). Вторая историческая форма материализма – механистический, метафизический материализм XVII–1-й половины XIX вв. Это типичный созерцательный материализм. Он назывался механистическим, поскольку все многообразие явлений мира объяснял лишь законами механического движения, а метафизическим – поскольку мир, природу, материю рассматривал в сущности как неизменные, вне связи и исторического развития (Ф. Бэкон (1561–1626), Т. Гоббс (1588–1679), А.Н. Радищев (1749–1802), М.В. Ломоносов (1711–1765) и др.). Третья форма материализма – материализм русских мыслителей-демократов – В.Г. Белинского, А.Н. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. Их материализм представлял переходную форму между метафизическим материализмом и материализмом диалектическим. Он уже сознательно был связан с элементами диалектического метода.

Наконец, четвертая историческая форма материализма – это диалектический материализм. Основу его составляет не только признание материальности мира, но и рассмотрение всех явлений природы, общества, мышления как взаимосвязанных, находящихся в процессе непрерывного движения, изменения и исторического развития (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Идеализм полагает, что первично духовное (сознание), а природа, бытие, материя так или иначе порождены сознанием. Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм полагает, что объективно, независимо от сознания человека существует некое духовное начало - мировой дух, мировой разум, мировая идея (или мир идей), а природа, бытие, материя, человек есть лишь порождение этого духовного начала. Наиболее крупными представителями объективного идеализма в истории философии были Платон (427 – 347 гг. до н.э.) и Г.В.Ф. Гегель (1770–1831 гг.). Ныне это персонализм, неотомизм и т.д. Идеализм в своей объективной форме зародился еще до нашей эры, и долгое время (вплоть до XVII в.) развивалась именно эта форма идеализма. Почему? Дело в том, что человек не сразу стал концентрировать внимание на себе самом; перед человеком, только вступающим на путь своего развития, вставали вопросы осмысления, прежде всего, внешнего для него мира. С чем это было связано? Живя в мире и будучи полностью зависимым от него, человек должен был узнать как можно больше о природе, которая его окружала, о строении мироздания. Необходимо было выяснить, почему мир, в котором живет человек, так устроен, откуда он взялся. Следовательно, человек пока не концентрировал свое внимание на самом себе как личности, субъекте, способном что-либо менять в этом мире, быть в какой-то мере свободным по отношению к нему. Все внимание было направлено на объект, на попытки объяснить этот объект. Это было обусловлено сильной зависимостью каждого отдельного человека от природы, от совместной деятельности, невозможностью в достаточной степени проявить свою индивидуальность. Поэтому и объяснение мира «разыскивалось» вне человека (субъекта). Таким образом, абсолютизировался момент объективной необходимости обстоятельств и причин, их порождающих. Как видим, объективный идеализм тесно смыкается с теологией (учение о божественном начале), но не тождествен ей.

Другой разновидностью идеализма является субъективный идеализм. Термин «субъективный» означает «зависимый от сознания субъекта, существующий лишь в сознании субъекта». Для субъективного идеализма характерна абсолютизация роли сознания субъекта. Каковы его «земные» основы? Дело в том, что начиная с эпохи Возрождения, в период зарождения капиталистических производственных отношений проявляется пристальное внимание к внутреннему миру человека, к субъективному «Я». С чем это связано? Во-первых, достаточно высокий для того времени уровень развития материального производства, накопленный человечеством опыт освоения природы, а также значительные научные достижения и в целом развитие духовной культуры привели к тому, что человек из полностью зависимого от внешнего объекта (природы, общественной ситуации, религии и т.п.) постепенно превращается в субъекта, в определенной степени господствующего над объектом. Человек начинает чувствовать себя более свободным, в чем-то определяющим внешние обстоятельства. Естественно, встает задача изучения своих собственных, человеческих, субъективных способностей, определения человеческого «Я». Во-вторых, зарождение и развитие частного капиталистического предпринимательства требовало научного осмысления роли личности в общественной жизни в целом и в процессе производства, прежде всего. Следовательно, внимание к изучению субъективной активности в познании и в утверждении активной роли субъекта в практической жизни было объективно обусловлено зарождением капиталистического способа производства.

Чтобы более наглядно представить точку зрения субъективного идеализма, попытаемся ответить на вопрос: как для каждого из нас представлен окружающий мир, как и где он существует? Он существует для нас только через наши собственные ощущения и только в нашем сознании. Лиши нас ощущений и сознания, и мир для нас перестанет существовать: мы никак не сможем его почувствовать и осмыслить. Причем каждый из нас представляет мир по-своему, индивидуально, каждое субъективное сознание уникально. Получается, что вне нашего сознания материальный мир для нас не существует. Иными словами, субъективный идеализм отождествляет вещи, объекты с ощущениями субъекта. Основной тезис субъективного идеализма: «предмет, вещь – совокупность ощущений субъекта». Упрощенно логику рассуждений субъективного идеалиста можно представить следующим образом: на вопрос «Что такое яблоко?» можно ответить так: «Яблоко – это круглое, сладкое, твердое, красное» и т.д. А что такое «красное», «твердое», «сладкое», «круглое»? Это ощущения субъекта. Следовательно, вещи (предметы) – это совокупность ощущений субъекта. Если последовательно проводить эту идею, то можно прийти к солипсизму (от лат. solus – единственный, ipse – сам), т.е. к выводу о том, что существует только человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и другие люди, существуют лишь в сознании субъекта. Таким образом, гносеологическим основанием субъективного идеализма является абсолютизация ощущения как источника познания. Наиболее крупными представителями субъективного идеализма в истории философии являются английский философ Д. Беркли (1685–1753), английский философ, историк, психолог Д. Юм (1711–1776) и немецкий философ И. Фихте (1762–1814). Сегодня субъективный идеализм представлен такими течениями, как экзистенциализм, неопозитивизм и др. Современный субъективный идеализм ставит проблему специфически: через ориентацию на ценности и смысл жизни каждого конкретного человека. Для человека объективный, вне сознания существующий мир не имеет никакого смысла. Важно другое: что есть внутри меня, что я внутренне, субъективно переживаю? Моя жизнь уникальна и неповторима, у меня собственное представление о смысле жизни, об идеалах и ценностях. Объект во мне, а не вне меня, он от меня зависит. Мое «Я» первично, определяющее, остальное бессмысленно. Проникнуть во внутренний мир другого человека нет никакой возможности. Мое «Я» «приговорено вариться» внутри себя, меня не интересуют какие-то объективные законы материального мира сами по себе. Такая форма мировоззрения, призывающая обратиться внутрь себя, своего субъективного «Я» и закрыть глаза на то, что делается вне его (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.), характерна для той системы общественных отношений, из которой человек устранен как личность, где понятие свободы вывернуто наизнанку.

Все сказанное выше приводит нас к мысли о том, что идеализм (как объективный, так и субъективный) имеет определенные гносеологические (теоретико-познавательные) корни. Они – в самом процессе познания, в его сложности и противоречивости. Уже в процессе познания существует возможность отрыва ощущений, понятий человека от реальных вещей, отлета фантазии от объективной реальности. Эта возможность становится действительностью в результате одностороннего, преувеличенного развития, раздувания одной из сторон, черточек, граней познания в абсолют, оторванный от природы, от материи и обожествленный. Объективный идеализм абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления, что и приводит к выводу о первичности идей, понятий и вообще идеального по отношению к материи, природе, бытию. Субъективный идеализм абсолютизирует роль ощущений, восприятий, одинаково противопоставляя их всему остальному миру.

Выше мы подчеркнули, что основной вопрос философии имеет две стороны. Вторая, гносеологическая, сторона основного вопроса философии формулируется так: «Познаваем ли мир?». Иначе, это вопрос о том, как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, может ли человек в своих понятиях, суждениях, представлениях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Материализм всегда стоял на позициях познаваемости мира. Подавляющее большинство философов-идеалистов также утвердительно отвечает на этот вопрос. Правда, следует оговориться: утверждения идеалистов и материалистов относительно возможности познания звучат по форме одинаково, но вкладывается в них различное содержание. Дело в том, что решение второй стороны основного вопроса философии неразрывно связано с решением первой его стороны, т.е. зависит от того, что признается первичным, иными словами, от уяснения того, о познании какого мира идет речь. Материализм говорит о познании объективного, материального мира, а сами знания рассматривает как идеальные образы этого мира. Субъективный идеализм сводит процесс познания лишь к описанию собственных ощущений. С точки зрения объективного идеализма, например, Гегеля, – человек познает не объективный, материальный мир сам по себе, а воплощенное в нем «инобытие» Абсолютного духа.

Вместе с тем есть философы, которые в принципе отрицают возможность познания мира. Такие философы называются агностиками (от греч. а – не, gnosis – знание). Агностицизму в древнегреческой философии предшествовал скептицизм (Диоген, Секст Эмпирик) (от греч. skeptomai – сомневаюсь). Скептики выражали сомнение в возможности достижения достоверного знания о мире. Наиболее крупными, можно сказать классическими, представителями агностицизма в истории философии были английский философ, историк, психолог Д. Юм и немецкий философ И. Кант (1724–1804). Юм – субъективный идеалист, следовательно, для него мир – «совокупность моих ощущений». На вопрос же о том, что стоит за нашими ощущениями, т.е. чем они вызываются, Юм отвечал, что мы не знаем и знать не можем. Кант в отличие от Юма утвердительно отвечал на вопрос о существовании объективной реальности. Кант признавал, что вещи существуют объективно, вне нас, независимо от нас. Но считал их «вещами в себе», так как «о том, каковы они сами по себе, – писал Кант, – мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства»1. Кант доказывал, что между «вещью в себе» и «явлением» (тем, как она нам является) существует непреодолимая пропасть, которую человеческий разум не в состоянии преодолеть. Отличие агностицизма Канта от агностицизма Юма позволяет говорить о двух оттенках, разновидностях агностицизма: юмовского и кантовского. Таким образом, в решении вопроса о познаваемости мира можно выделить следующие основные позиции: скептицизм и агностицизм. гносеологический оптимизм.

Проблеме познания будет посвящена отдельная лекция. Подчеркнем лишь, что попытка решить вопрос о возможности познания мира, изолируясь от человеческой практики, – это бесплодная попытка. Только в практике человек может доказать истинность и мощь своего мышления. Следует также различать два аспекта проблемы познаваемости мира: 1) способен ли человек познавать мир, т.е. способно ли человеческое сознание правильно отражать мир? и 2) возможно ли достижение полного, исчерпывающего знания о мире? Ясно, что ответы на эти вопросы будут существенно отличаться.

Другой важнейшей философской проблемой является проблема метода в философии. Проблема метода в философии – это, по существу, вопрос о том, в каком состоянии находится мир. Находится ли он в движении, изменении, развитии или в нем господствуют устойчивость и неизменность? Существует ли в мире взаимная связь и обусловленность явлений или они совершенно изолированы друг от друга? Сам термин «метод» происходит от лат. metode, что в переводе означает «путь к чему-либо». Начало этот термин берет от Сократа. Он возник позже термина «философия». Метод – способ, путь, средство, совокупность правил, требований, принципов, ориентирующих человека в его познавательной и практической деятельности (сформулированных на основе знания закономерностей исследуемой области действительности). Есть методы частные, общие (например, идеализация, формализация, аксиоматический метод, метод математической гипотезы, индуктивный метод), и всеобщие. К всеобщим относятся философские методы: «диалектика» и «метафизика». Несколько слов об истории и значении этих терминов. Диалектикой в древности называли умение вести беседу, умение установить истину в процессе столкновения мнений. В XVIII–XIX вв. немецкие философы понимали под диалектикой развитие мыслей через противоречия, которые имеются в самих мыслях. Маркс и Энгельс понимали под диалектикой определенный способ подхода к анализу действительности, который характеризуется рассмотрением вещей, явлений, процессов мира в их движении, развитии, изменении, всеобщей связи и взаимной обусловленности. Источник же движения диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих всем явлениям и процессам.

Термин «метафизика» в переводе с греческого означал буквально «после физики» и вплоть до начала XIX в. употреблялся как синоним философии. Начиная с Гегеля под метафизикой стали понимать метод, противоположный диалектике. Для метафизики характерно одностороннее рассмотрение явлений, вне их связи с другими явлениями, без учета различных сторон и подходов к изучению объекта. Метафизику не интересуют происходящие с объектом изменения, она рассматривает вещь, в сущности, как неизменную, не может проанализировать объективных причин ее возникновения, развития и исчезновения. Однако сам метафизический метод претерпел определенную эволюцию. Со 2-й половины XIX в. с идеей развития были согласны уже все. Но на первый план выдвинулось не просто признание развития, а конкретное содержание развития. Дело в том, что метафизика в отличие от диалектики отрицает внутренние противоречия в явлениях и процессах и конечную причину развития видит, как правило, в потусторонней силе или «первотолчке». Сегодня метафизика как метод в «чистом» виде не существует. Можно говорить лишь о различных проявлениях метафизического способа мышления, таких как схоластика, софистика, эклектика, формализм, догматизм13. Реальная практика убеждает в том, что именно диалектический метод является аналогом действительности, а потому более верно ориентирует познавательную и практическую деятельность человека.

Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. Философские методы носят универсальный характер. Но они прилагаются к специальным областям знаний не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к специфическому материалу соответствующей науки. Важно вместе с тем отметить, что деление философов на материалистов и идеалистов не совпадает с делением их на метафизиков и диалектиков. Так, немецкий философ Людвиг Фейербах (1804–1872) был крупным представителем материализма. Но его материализм носил метафизический характер. Основатель же диалектики – Гегель – классический представитель объективного идеализма.

Многообразие философских школ и направлений не означает, что между ними нет ничего общего. Все они по-своему стремятся решить одни и те же проблемы бытия и познания. В каждом из направлений так или иначе отражается та или иная сторона материальной и духовной деятельности человека, его отношение как к самому внешнему миру, так и к его познанию. Поэтому было бы неверно представлять историю философии лишь как историю борьбы различных философских школ и направлений. Это была также история их взаимовлияния и взаимообогащения. По замечанию одного из видных представителей русской философии 2-й половины XIX и 1-й трети XX вв. профессора философии Санкт-Петербургского университета А.И. Введенского, «...чуткость к чужим учениям – наилучший залог успешного развития философии. Это общий закон развития философии»14.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen


В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что "действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего". В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта - это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.

Возможность - это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей.

Под возможностью понимается также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.

Если действительность есть актуальное бытие, то возможность - потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения новой действительности, которые уже имеются в наличном бытии. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности.

Под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта – это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности. Возможность – это такое состояние, когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Каждая материальная основа, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей.

Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.). Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Абстрактные возможности - это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия; эти возможности могут появиться лишь при достижении материальным образованием более высокой стадии развития. Конкретная возможность – это возможность, для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия. Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденций развития предмета, и формирования определенных условий для реализаций одной из возможностей. Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности.

На базе частнонаучных представлений о вероятности в настоящее время формируется. Философское понятие вероятности. Вероятность - это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности. Вероятность указывает на величину основания возможности в реальной действительности. Диалектическое понимание взаимосвязи возможности и действительности имеет большое значение для познавательной и практической деятельности человека. В познании отражается не только действительность, но и те возможности, кот. в ней коренятся. Именно знание возможностей и условие их реализации придает человеческому познанию предсказательный, прогностический характер, что в свою очередь позволяет науке опережать практику и объяснять цело полагающий характер человеческой деятельности. Мера познания объективных возможностей и условий их реализации прямо пропорциональна мере познания объективных законов действительности, ибо только в отношении к законам можно выявлять объективные тенденции развития материальных систем.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения, развития. На этот момент обращал внимание еще Аристотель, когда характеризовал изменение как непрерывный переход возможности в действительность Признавая диалектическую взаимосвязь этих категорий, научная философия в то же время подчеркивает примат в этой паре категории действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Именно поэтому Гегель характеризовал возможность как абстрактный момент действительности.