Расходы бюджета на социальное обеспечение и социальную защиту населения. Расходы бюджета на социальную защиту населения и социальную сферу Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения


Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.
В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.
Таким образом, социальное обеспечение - это проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться.
Основные виды расходов по социальному обеспечению - выплаты денежных пенсий и пособий.
Пенсии - это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан.
Основные виды пенсий:
по старости;
по инвалидности;
за выслугу лет;
по случаю потери кормильца.
Некоторым категориям граждан выплачиваются социальные пенсии (пособия). Основные виды пособий:
по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам;
при рождении ребенка;
по уходу за ребенком;
на детей военнослужащих срочной службы;
пособие по безработице;
ритуальные пособия;
социальная помощь малоимущим.
Существуют и другие формы социального обеспечения: профессионально-техническое обучение, переобучение безработных, переобучение и трудоустройство инвалидов, бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, автомобилями, организация многих видов помощи на дому и т.д.
Социальное обеспечение и социальное страхование. Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных экономических категорий одного порядка, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию - мероприятия за счет средств фонда социального страхования.
В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по выслуге лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные работники, непосредственно из бюджета - военнослужащие, начальствующий состав органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и некоторые другие категории.
Источники социального обеспечения. Важное значение имеет вопрос об экономических источниках социального обеспечения, его связях с прежней трудовой деятельностью граждан. Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других - прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат - предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.
Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, составляет свыше 38 млн человек.
До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35-40 лет) это поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах.
Значительно увеличивается часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает объем как необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и на образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.
В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет в основном путем вычетов части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды представляют собой зарезервированную часть необходимого продукта, которую работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности.
До 1990 г. в бывшем СССР основным источником социального обеспечения рабочих и служащих являлся бюджет социального стра- ховання, а колхозников - централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и централизованный союзный фонд социального страхования колхозников. Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было недостаточно для финансирования всех расходов, значительные дотации в них поступали из государственного бюджета.
В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты законы об образовании Пенсионного фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях.
Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, ФСБ, службы внешней разведки и их семьи и некоторые другие категории граждан.
Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказание им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения.
Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц, потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или других обстоятельств, предусмотренных законом.
Осуществление социального обеспечения возложено на Министерства труда и социального развития РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе Министерства труда и социального развития функционирует Департамент пенсионного обеспечения, на который возложены: разработка предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организация и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию, осуществление контроля за правильностью начисления и выплаты пенсий, содействие развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи.
Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, службы внешней разведки и их семьям осуществляется соответствующими ведомствами.
Расходы на пенсии и пособия планируются исходя из численности пенсионеров и размеров пенсий в планируемом периоде.
. В, ндщей стране право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется различными формами социального обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят 1 % заработка. Фонд для обеспечения нетрудоспособных выделяется и используется ежегодно в процессе распределения внутреннего валового продукта и национального дрхода.
Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необходимого ни прибавочного продукта и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником ежегодно образуемого пенсионного фонда является та часть внутреннего валового и национального дохода, которая создана прибавочным трудом работающего поколения, т.е. прибавочный продукт.
Принципы социального обеспечения. Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения.
Всеобщность. Принцип заключается в том, что при нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности социальная обеспеченность распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жена (муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие.
Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни в 70 лет право на пенсию по старости возникает у мужчин в возрасте 60 лет, а у женщин - в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пей-" сии, установлен для мужчин 25 лет, для женщин - 20 лет, а занятых на тяжелых работах - еще ниже. Следовательно, всем, кто честно трудится, этот стаж доступен еще задолго до наступления старости.
Размер и форма обеспечения зависят от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, размера заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной платы.
Разнообразие предоставляемых форм обеспечения и услуг - это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и т.д.
Демократический характер организации социального обеспечения и его управления. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов, представители которых участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и в работе органов медико-социальной экспертизы, принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по пенсионным вопросам при фабричных, заводских местных комитетах профсоюза. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов власти.
Вопросы теории, методологии и практики финансового обеспечения отраслей социальной сферы нашли отражение в следующих монографиях:
В.И. Басов. Общественные фонды потребления и бюджет (1967);
И.А. Гороховер. Планирование и финансирование больниц и поликлиник (1967);
Л.И. Тулъчинский. Финансовые проблемы профессионального образования в СССР (1968);
Г.Н. Соболевский, В.В. Ермаков, В.В. Головтеев. Основы финансирования учреждений здравоохранения (1974);
И.В. Бабановский. Вопросы финансирования здравоохранения в СССР (1976);
Г. И. Ушаков, А. С. Шуру ев. Планирование и финансирование подготовки специалистов (1980);
ЮА. Пешехонов. Ресурсы социального развития в XI пятилетке (1981);
К.И. Субботина. Финансирование народного образования (1985);
Г.Б. Поляк. Финансовое обеспечение социальной сферы (1988);
С.Д. Карастелин, Г.Б. Поляк. Ресурсы социального развития трудовых коллективов (1989).
Вопросы социального обеспечения в СССР и РФ рассмотрены в следующих работах:
B.C. Андреев. Социальное обеспечение в СССР (1986);
В.А. Ачаркан. Государственные пенсии (1967);
И.В. Гущин. Советское право социального обеспечения: вопросы теории (1982);
M.JI. Захаров, Э.Г. Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров (1988);
Г.В. Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование (1997);
Л.И. Пронина. Проблемы развития социального обеспечения (1992);
М.С. Ланцев. Социальное обеспечение в СССР (экономический аспект) (1976).
Вопросы для повторения
Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов и продолжает увеличиваться. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.
Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально- экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.
Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.
Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и лсрсутвсржда- стся представительным органом.
Социальные расходы осуществляются через Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный (?юпд, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости (см. главу 16 «Внебюджетные фонды»), государственный бюджет, социальные фонды или lt;[юнды потребления предприятий, организаций. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, предприятиями, организациями, центрами занятости. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные комитеты.
Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное страхование и социальное обеспечение.
Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.
Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности, то есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом их получения пользователем (страхователем).
Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов - общественных, целевых, частных и имеет цель - «призрения бедных».
Таким образом, можо выделить три метода формрова- ния средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).
Старховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.
При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.
При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.
Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы, медицинское страхование.
С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть - в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего до 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений. Для этого предусмотрен Государственный центр по выплате пенсий и Государственный накопительный пенсионный фонд, формируемые путем уплаты обязательных пенсионных взносов юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Эти институты финансируют выплату пенсий при наступлении или наличии определенных законом условий.
Пенсионные выплаты осуществляются из Государственного центра по выплате пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста - мужчины - 63 года, женщины - 58 лет, и имеющим трудовой стаж, соответственно 25 и 20 лет. Для некоторых категорий граждан установлен пониженный пенсионный возраст и трудовой стаж, а также льготное исчисление трудового стажа для определенных видов деятельности.
Возможны пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме при отсутствии у граждан необходимого трудового стажа; они рассчитываются пропорционально имеющемуся стажу.
Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчета 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 г.; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан.
Доход для исчисления пенсионных выплат из государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 г. сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются пожизненно.
Имеются особенности финансирования пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, других правоохранительных органов (следст-
венных, национальной безопасности, гвардии, службы охраны высших должностных лиц).
Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий в конечном счете единый - средства республиканского и местных бюджетов - непосредственно или перераспределяемые из бюджета на содержание соответствующих структур (обороны, национальной безопасности, служб охраны правопорядка). Но на период проведения пенсионной реформы перераспределение средств дифференцировано в зависимости от стажа службы по состоянию на 1 января 1998 г.:
более 10 лет - за счет средств республиканского бюджета и средств, предусмотренных на содержание соответствующих органов;
менее 10 лет - за счет аналогичных (предыдущему пункту) средств и индивидуальных пенсионных накоплений путем взносов в государственные или негосударственные накопительные пенсионные фонды;
для лиц, впервые поступивших на службу после 1 января 1998 г. - за счет индивидуальных пенсионных накоплений из государственного или негосударственных накопительных пенсионных фондов - по выбору.
Право на получение пенсии за выслугу лет имеют лица, прослужившие в соответствующих структурах не менее 25 лет, достигшие установленного законодательством предельного возраста, уволенные по сокращению штатов и при некоторых других основаниях.
Пенсионные выплаты устанавливаются их расчета 60% от денежного довольствия; за каждый год выслуги сверх 25 лет размер выплат увеличивается на 2%; общий размер выплат не должен превышать 75% от денежного довольствия. В размер денежного довольствия, учитываемого для пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов охраны правопорядка, включаются: оклад по должности, оклад (доплата) по воинскому (специальному) званию, надбавка за выслугу лет, стоимость продовольственного пайка и другие надбавки, установленные законодательством.
Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов могут формировать пенсионные накопления также за счет добровольных взносов на основе договора с негосударственным пенсионным фондом.
Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и ролам.
Финансирование поданному направлению осуществляется из Фонда государственного социального страхования (порядок формирования и использования этого Фонда изложен в главе «Внебюджетные фонды», раздел 2). Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в связи с заболеванием, травмой, протезированием, уходом за заболевшим членом семьи, карантином, при временном переводе на другую работу из-за профессионального заболевания или заболевания туберкулезом и в других случаях в порядке, установленном правительством.
Размер выплачиваемых пособий зависит от среднего заработка, непрерывного стажа работы человека. При непрерывном стаже работы 8 и более лет пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка, при стаже от 5 до 8 лет - 80%, менее 5 лет - 60%. Из средств социального страхования также выплачиваются пособия при рождении ребенка, на погребение, финансируется санаторно- курортное лечение работников.
В системе социального обеспечения выделяются выплаты социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту. Они регулируются соответствующим Законом «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту». Выплата упомянутых пособий осуществляется за счет средств государственного бюджета в разных степенях кратности от размеров месячного расчетного показателя. Степень кратности зависит от вида пособия (инвалидность, потеря кормильца, преклонный возраст), физического состояния индивидуума (группа инвалидности), имущественного положения семьи (количество нетрудоспособных членов). Например, по состоянию на начало действия закона (январь 1998) выплаты пособий по инвалидности варьируются от 3 до 15 месячных расчетных показателей, по случаю потери кормильца - от 2 до 10, пособий по возрасту - в размере 3-х месячных расчетных показателей.
Важными элементами социальной защиты являются страхование по безработице и медицинское страхование.
Данные формы действуют на основе страхового метода формирования соответствующих фондов денежных средств.
В случае признания гражданина безработным в установленном законодательством порядке он имеет право на социальную поддержку в соответствии с законодательством о занятости населения. Эта поддержка включает: выплату пособий по безработице, подготовку и переобучение безработных, организацию общественных работ, предоставление информации о наличии рабочих мест. Затраты по перечисленным мероприятиям финансируются Фондом содействия занятости населения. Фонд образуется за счет отчислений средств предприятий, работодателей, устанавливаемых в процентах к фонду оплаты труда и относимых на издержки (себестоимость) производства. В бюджетных организациях непроизводственной сферы затраты включаются в смету и покрываются за счет бюджетных ресурсов.
Расходы по обязательному медицинскому страхованию покрываются из средств Фонда обязательного медицинского страхования. В свою очередь, часть средств Фонда формируется за счет страховых платежей - взносов страхова- тслей-работодателей в установленном размере к фонду оплаты труда и относится на себестоимость продукции, работ, услуг. Другая часть средств Фонда формируется за счет средств бюджета. Обе части расходов - работодателей и бюджета - должны обеспечить выполнение так называемой базовой программы обязательного медицинского страхования (см. раздел 18.3). Поэтому размер страховых взносов устанавливается в ежегодно утверждаемом республиканском бюджете, а порядок и сроки их уплаты, распределение, - регулируются правительством.
Социальная помощь отдельным категориям граждан включает разнообразные льготы по оплате бытовых услуг: расходов на содержание жилища, за коммунальные услуги (централизованное отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, канализацию, мусороудаление, обслуживание лифтов), пользование телефонами, за топливо. Перечисленные льготы могут предоставляться в виде полного или частичного освобождения от оплаты в зависимости от отнесения граждан к определенной категории:
инвалиды I и И групп;
участники, инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним;
военнослужащие, имеющие выслугу 20 и болсс лет; специалисты здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обеспечения, проживающие в сельской местности;
некоторые категории работников правоохранительных органов (внутренних дел, следственных органов); жертвы массовых политических репрессий; граждане, пострадавшие от экологических бедствий; многодетные матери и семьи;
граждане, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
некоторые другие категории граждан, отнесенные законодательством к нуждающимся в помощи (получающие доходы ниже прожиточного минимума).
Допускается по решению местных представительных органов предоставление льгот в виде денежных выплат.
Перечисленные расходы на социальную помощь финансируются из местных бюджетов. Соответствующие бюджетные средства перечисляются предприятиям и организациям энергетики, угольной промышленности, транспорта, коммуникаций, газового хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства в порядке возмещения их расходов.
Выплаты в порядке оказания социальной помощи из местных бюджетов оказываются: пострадавшим от ядер- ных испытаний, малообеспеченным семьям при низком уровне душевого дохода, некоторым другим категориям населения.
Предприятия и организации отраслей народного хозяйства, другие работодатели могут предоставлять дополнительную материальную и денежную помощь своим работникам, как действующим, так и бывшим, членам их семей из собственных социальных фондов.

Еще по теме Расходы на социальную защиту населения:

  1. 3.1. Социальная ответственность частного бизнеса как фактор\r\nинвестиционной активности в социальной сфере
  2. Сущность и значение финансовой политики и финансового механизма в социально-экономических процессах
  3. 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УЗБЕКИСТАНА)
  4. 3.1. Социальное страхование и вспомоществование на новом этапе (50-70-е гг. XX века)

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

Система социальной защиты состоит из трех элементов, каждый из которых имеет разный круг субъектов, источники финансирования, условия и цели обеспечения. Система социальной защиты включает следующие формы:

Социальное страхование за счет обязательных страховых и добровольных взносов;

Социальную помощь и социальную поддержку нетрудоспособных граждан

На сегодня насчитывается более 20 различных видов пособий и льгот, а падения их закреплено десятками законов. Система является сложной, отдельные социальные программы не имеют стабильного финансирования или их зао утверждение не предусматривались целевые источники финансирования. Расходы сводного бюджета Украины на социальную защиту и социальное обеспечение с 2002 по 2005 г выросли с 12,6 млрд до почти 40 млрд грн технических ни возможности дальнейшего увеличения социальных трансфертов были исчерпаны уже в 2002 p, когда их доля достигла 17,2%. ВВП и 42,2% государственных расходов. В 2003-2004 pp имелось определенное опережение темп ей рост. ВВП за ростом расходов на образование и здравоохранение. Основные принципы системы социальной защиты населения заложены в. Конституции Украины ст 46-53. Социальная защита обеспечивается с оциальною помощью и социальным страхованиярахуванням.

Социальная защита - это система отношений между государством, хозяйственными структурами с одной стороны и с гражданами с другой, в процессе которых за счет частилы. ВВП образуются и используются фонды фин нансовых ресурсов для материального обеспечения и обслуживания отдельных категорий и групп граждан. Расходы бюджета на социальную защиту населения - это прежде всего расходы, направленные на адресную подт имку малообеспеченных граждан, установление определенного уровня обеспечения прожиточного минимума для различных групп населения, социальная защита лиц, оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, безпритул ьни т.д.).

Расходы бюджета на социальную защиту классифицируются так:

1) по источникам финансирования:

За счет средств государственного бюджета;

За счет средств местного бюджета;

2) за инициатором:

Расходы на реализацию общегосударственных программ;

Расходы на местные программы (решения местных органов власти);

3) по цели использования:

Расходы на социальную защиту в связи с малообеспеченностью;

Выплаты в качестве компенсации утраченного дохода (пособие по беременности и родам);

Компенсация утраченного здоровья или имущества;

Расходы, связанные с оказанием поддержки в обустройстве (приюты для временного содержания беженцев);

Расходы на предоставление льгот и привилегий отдельным категориям граждан;

4) по формам:

Денежные;

Безналичные;

Натуральные

Все формы социальной помощи определяются законами Украины или решениями местных органов власти

Система социальной защиты населения включает следующие формы:

Социальное страхование за счет страховых взносов в фонды социального страхования (государственные или негосударственные);

Государственное обеспечение и предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан за счет государственного бюджета;

Социальная помощь и социальная поддержка нетрудоспособных граждан за счет государственного и местных бюджетов

Социальное страхование осуществляется на следующих общих принципах:

1) обязательность социального страхования всех работающих по найму;

2) обеспечение лиц, работающих самостоятельно, только теми видами защиты, в финансировании которых они участвуют;

3) предоставление возможности дополнительного добровольного страхования в системе обязательного социального страхования с целью получения дополнительного материального обеспечения;

4) равноправие всех застрахованных лиц относительно обязательств по финансированию расходов и получаемых в результате этого прав и гарантий;

5) государственная гарантированность выплат по общеобязательному социальному страхованию

Согласно. Закону Украины"О пенсионном обеспечении"граждане после достижения пенсионного возраста имеют право получать пенсию. Кроме того, есть категория граждан, которая имеет право получать пенсию раньше чем после достижения пенсионного возраста (военные, ликвидаторы последствий аварии на. ЧАЭС, лица занятые на вредных производствах и др.). Льготы и помощь гражданам, имеющим особые заслуги перед де ржавые, назначаются на основе действующего законодательства отдельно по каждой категории (законы Украины"О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты","Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине"ян похилого віку в. Україні").

Ветеранам могут предоставляться следующие льготы:

Бесплатный проезд всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта;

Освобождение от платы за землю;

Первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях

. Государственное обеспечение - это форма социальной защиты, которая заключается в предоставлении социальных выплат и других социальных услуг отдельным гражданам за счет государственного бюджета. Все такие выплаты, услуги и субъекты определяются отдельным законодательством. Средства государственного бюджета по этой формой социальной защиты направляютсяя:

На пенсионное обеспечение и предоставление социальных услуг военнослужащим и лицам, которые проходят службу в воинских формированиях, созданных в соответствии с законами Украины;

Выплату и повышение пенсий, предоставления льгот участникам войны;

Выплату и повышение пенсий, предоставление льгот гражданам, пострадавшим от техногенно-экологических и природных катастроф;

Выплаты реабилитированным гражданам

Социальная помощь - это установленные законодательством виды материального обеспечения, которые предоставляются гражданам при определенных обстоятельствах и в определенных размерах за счет государственного бюджета. Имущественное положение е получателя не учитываетсяя.

Социальная помощь предоставляется:

При рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

На детей одиноким матерям;

Родителям, занятым уходом за ребенком-инвалидом;

На детей военнослужащих срочной службы;

На детей многодетным семьям;

Инвалидам и гражданам преклонного возраста, которые по уважительным причинам не приобрели права па пенсию и другие пособия

С помощью сметного финансирования обеспечивается финансирование денежными средствами учреждений и организаций непроизводственной сферы

. Единая смета доходов и расходов бюджетных учреждений - это основной документ, определяющий общий объем целевого поступления и поквартальное распределение бюджета Украины. Формирование единой сметы доходов и расходов осуществляется на основании лимитной к. Справка ассигнований из бюджета, которую вышестоящая организация направляет всем подчиненным учреждениям в двухнедельный срок после утверждения бюджета. Лимитная справка должна учитывать потребности каждого учреждения в идповидно к ее производственных показателей. Единая смета доходов и расходов составляется всеми учреждениями и утверждается руководителями вышестоящей организации. Одновременно со сметами на утверждение представляется ется штатное расзпис.

Единая смета доходов и расходов состоит из трех разделов:

1) бюджетных ассигнований;

2) других средств;

3) расходов за счет специальных и других внебюджетных средств

Каждый из этих разделов делится на доходную и расходную части. К первой относятся плановые объемы бюджетных ассигнований, а также поступления из других доходных источников. Формирование доходной части осуществляемой ся на основании индивидуальных расчетов, а также платежей и отчислений в бюджет. Расходная часть - общая сумма расходов с разбивкой по категориям расходов экономической классификации, а также в ст ановлення расходов, которые планируется профинансировать за счет бюджетных ассигнований и за счет внебюджетных поступлениеень.

В бюджетном финансировании кроме единой сметы доходов и расходов применяются следующие сметы:

Общие сметы, которые составляются по однотипными малыми учреждениями (клубами, библиотеками и др.) с небольшим объемом финансирования, а также за однотипными крупными учреждениями, хозяйственное обслужи тельное которых осуществляется централизованно;

Сводные сметы - это объединенные индивидуальные сметы однотипных учреждений

Сметы составляются на основе производственной программы подразделения соответствующей нормативной базы, а также цен и тарифов на ресурсы. Структурно он может строиться по статьям и элементам затрат

Результатом деятельности отраслей социальной сферы является создание духовных ценностей, социокультурных и бытовых услуг. Как правило, к социально-культурной сферы относятся учреждения образования, подготовки кадров, здравоохранения, науки и культуры в отраслях социальной сферы используются значительные фонды финансовых ресурсов, которые составляют более. ЗО%. ВВП. Кроме того, отрасли социальной сферы ежегодно получают в с вое распоряжение средства при оказании услуги и выполненные робототи.

Планирование расходов, направляемых из бюджета на социальное развитие, происходит на основе экономических нормативов и финансовых норм. Нормативы устанавливаются. Кабинетом. Министров Украины, как правило, на одного ученика, одного жителя, одно учреждение и т.д.. Расходы на указанные цели могут увеличиваться за счет доходов, которые получает организация, или дополнительных источников, найденных местными советамми.

Для улучшения планирования расходов на содержание учреждений социальной сферы является разработка финансовых норм по категориям расходов

. Финансовая норма - это научно обоснованный размер затрат финансовых ресурсов на различные виды деятельности учреждений в расчете на соответствующую единицу

Расчет финансовых норм для бюджетных учреждений таково:

2) на основе индивидуальных норм - разработки укрупненных норм;

3) на основе укрупненных норм - разработка этих норм

Финансовые нормы уточняются и пересматриваются один раз в 5 лет. Индивидуальные нормы используются при планировании на уровне бюджетных учреждений, укрупненные - на уровне министерств и ведомств, возведении нет - государства или області.

Бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, который является основным плановым документом, подтверждающим полномочия относительно получения доходов и осуществления расходов, определяет объем и направление средств для выполнения ими своих функций и достижения целей, определенных в год соответственно бюджетных назначен.

. Смета - это финансовый документ, в котором в плановом порядке определяются объемы средств на финансирование определенных объектов, программ и мероприятий с определением их целевого назначения и распределением по отдельным пе ериодамы финансирования. Форма сметы утверждается. Министерством финансов Украини.

Смета имеет:

Общий фонд, содержащий объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации на выполнение бюджетным учреждением основных функций;

Специальный фонд, который содержит объем поступлений из специального фонда бюджета и их распределение по полной экономической классификации на осуществление расходов специального назначения, а также на реализации ию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функции.

Помесячная распределение расходов, утвержденных в смете для общего фонда, по сокращенной форме экономической классификации, который регламентирует взятие учреждением обязательств в течение года, называется пла аномий ассигнований.

Ассигнования - это полномочия распорядителю бюджетных средств на взятие обязательств и расходования бюджетных средств

на конкретную цель в процессе выполнения. План ассигнований является неотъемлемой частью сметы и утверждается вместе с ним. Учреждения имеют право брать обязательства и расходовать бюджетные средства на цели т и в установленных утвержденными сметами и планами ассигнований пределах. Руководители учреждений, которым предоставлено право распоряжаться утвержденными для них бюджетными средствами согласно ассигнований, установлен их в сметах и??планах ассигнований, называются распорядителями средств бюджетету.

Бюджетные учреждения могут получать внебюджетные средства - средства сверх ассигнования, выделяемые им из государственного или местного бюджетов

Внебюджетные средства подразделяются по принципу происхождения и использования:

На специальные средства;

Суммы по поручениям;

Депозитные средства;

Другие внебюджетные средства

Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического , состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является , созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды, позволяют осуществлять .

Средства государственных целевых , созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения:

1. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР был создан Пенсионный фонд Российской Федерации, цель которого — государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд формируется главным образом за счет страховых взносов предприятий всех , лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского . Предприятия и организации всех форм собственности обязаны вносить в Пенсионный фонд взносы в размере 28% от размера начисленной , совхозы, колхозы и предприятия по производству сельскохозяйственной продукции — 20,6%. Крестьянские хозяйства вносят 5% от размера дохода, работающие — 1% от величины дохода.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных , пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др.

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального РФ, образованный в соответствии с Указом Президента. Цель его — финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Источниками формирования Фонда социального страхования являются:

Страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в размере 5,4% от величины начисленной оплаты труда;

Ассигнования из республиканского бюджета РФ;

Добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

3. В соответствии с Законом РСФСР создан Государственный фонд занятости населения РФ. Средства этого Фонда используются для реализации государственной политики занятости населения.

Фонд формируется за счет следующих источников:

Страховых взносов предприятий и организаций в размере 2% от размера начисленной заработной платы;

Страховых взносов с заработка работающих;

Ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

За счет этих средств решаются задачи по профессиональной переподготовке населения, трудоустройству и др.

Бюджетные ассигнования — один из важных источников перечисленных социальных фондов. Бюджетные средства поступают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации.

Из федерального бюджета финансируются:

Комплекс мероприятий по социальной защите населения.

Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

Финансирование федеральных программ: «Дети сироты», «Дети инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты.

Эти средства используются:

На строительство и содержание домов интернатов для престарелых и инвалидов;

На обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

На их обучение и трудовое устройство;

Оказание им санаторно-курортной помощи;

Социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

На проведение молодежной политики и др.

Кроме бюджетных ресурсов территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.

Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.

Расходы на содержание домов интернатов планируются по числу мест в них и среднегодовому расходу на одного человека.

Расходы на заработную плату работников социальных учреждений рассчитываются по этих учреждений и ставкам заработной платы, установленным для бюджетных учреждений.

Расходы на мероприятия по социальной защите населения

Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам, провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Реализация таких прав и гарантий предполагает предоставление гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.

Однако в условиях сложного финансового положения, в котором находится Россия, в лице своих органов оказывается в состоянии обеспечить лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям одиночкам и др.

Поэтому становление России как социально ориентированного предполагает развитие новых адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе .

Одной из таких структур является система социального обслуживания населения, предоставляющая населению — престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан — бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

Программно-целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети сироты» «Дети инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и реализации социальной политики.

В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законодательные акты о социальных стандартах, в соответствии с которыми каждому жителю предоставляется гарантированный минимальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.

При этом главными должны стать мероприятия по поддержке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и территориальными органами власти и .

В дальнейшем по мере проведения реформ в системе социальной защиты населения будет разработана нормативная база для формирования бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов. Предоставление социальных услуг будет осуществляться на конкурсной и лицензионной основе при увеличении объема бесплатных и субсидированных социальных услуг.

Значительные изменения внесены в систему социальных пособий и льгот, пенсионное обеспечение и социальное страхование.

Главными направлениями в реформировании фондов социального страхования являются:

Пересмотр некоторых условий отдельных выплат по болезни, беременности и родам;

Постепенный переход к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств в пределах 1,5% фонда заработной платы с возмещением расходов, превышающих этот уровень;

Отказ от субсидирования санаторно-курортных мероприятий (не предусматривается финансирование из бюджета путевок на лечение наименее обеспеченных категорий населения через местные органы социальной защиты);

Перевод страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования.

Предусматривается рассмотрение Государственной Думой РФ законопроектов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О статусе военнослужащих» и других содержащих наибольшее число льгот.

В соответствии с этими законопроектами 100 миллионов человек, или 2/3 населения, должны быть обеспечены льготами. Для этого необходимо около 350 млрд. руб., или около 50% федерального бюджета. Поэтому предполагается пересмотр ряда льгот отдельных категорий населения.

Необходимо пересмотреть оплату больничных листов. Предполагается ограничить размер пособий по нетрудоспособности и родам до минимальных размеров оплаты труда. Эти меры обеспечат снижение затрат Фонда социального страхования на 1,3 — 1,4 млрд. руб.

Предполагается 50%ная скидка по оплате жилья ветеранам труда, если с ними не проживают члены семьи.

Законопроект «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предполагает выплату пособий любой семье в размере 70% минимального размера оплаты труда, семьям военнослужащих по призыву до достижения ребенком возраста 16 лет.

Выплату детских пособий предполагается сосредоточить в органах социальной защиты.

К применению этих законов «подталкивает» Мировой банк, который настаивает на осуществлении пенсионной , принятии нового трудового законодательства.

Необходимо отметить, что реформирование внебюджетных фондов, в том числе социального страхования, позволит увеличить норму сбережений в российской экономике приблизительно на 5—6% ВВП за счет взносов в накопительную пенсионную систему и сформировать страховые резервы в системах социального и медицинского страхования. Благодаря этому норма сбережений в России может превысить 30% ВВП, что составляет уровень большинства стран с высокими темпами экономического развития (например, Китай — 40% ВВП).





Назад | |

Источниками формирования фондов финансирования мероприятий по социальной защите населения является национальный доход государства, создаваемый трудоспособными гражданами, прошедший перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В соответствии с законодательством РФ в целях социального обеспечения населения в России созданы и постоянно действуют фонды (подробно рассматриваются в разделе "Фонды"):

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ. Пенсионный фонд РФ формируется за счет отчислений

средств от минимального налога, уплачиваемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ассигнований из федерального бюджета, средств предприятий и других источников дохода. Пенсионный фонд используется для выплат государственных трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также выплат компенсаций пенсионерам.

Исключительно из федерального бюджета производится выплата пенсий военнослужащим, компенсаций Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пособий и пенсий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, финансирование программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды" и другие. Расходы на пенсии и пособия планируются по видам пенсий и пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя на основе статистических данных органов социального обеспечения, демографических расчетов и утвержденных размеров пенсий и пособий.

Фонд социального страхования РФ предназначен для финансирования выплат пособий по временной нетрудоспо

собности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ребенком до 1,5 лет, финансирования организаций санаторно-курортного лечения и отдыха. Источниками формирования фонда являются:

Налоговые поступления (отчисления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения юридических и физических лиц; минимального налога, взимаемого с товаропроизводителей в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога);

Добровольные взносы организаций всех форм собственности;

Добровольные пожертвования;

Средства бюджетов различных уровней бюджетной системы (в отдельных случаях).

Эти средства используются на:

Строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

Обеспечение инвалидов средствами передвижения и протезами;

Обучение и трудоустройство инвалидов;

Оказание помощи инвалидам и престарелым в санаторно-курортном лечении;

Оказание помощи малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

Оказание помощи реабилитационным центрам, приютам, службам психологической помощи и поддержки и т. д.

Государственный фонд занятости населения РФ используется для реализации мероприятий государственной политики в сфере занятости населения. Фонд формируется за счет следующих источников:

Страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности;

Ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Несмотря на заботу государства в отношении социальной защиты граждан, в сложившихся условиях переходного периода к новым экономическим отношениям государство в лице органов власти способно лишь обеспечить минимальный уровень социальных благ и услуг. Если Россия как социально-ориентированное государство видит себя в системе передовых стран, она непременно должно провести реформирование социальной сферы в направлениях:

Разработки обоснованной нормативной базы формирования фондов на основе государственных минимально-достаточных социальных стандартов;

Пересмотра условий выплат пенсий и пособий по уровню не ниже прожиточного минимума;

Пересмотра условий выплат по болезни, беременности и родам;

Перехода к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей в пределах 1 - 1,5% фонда заработной платы с возмещением расходов, превышающих этот уровень;

Отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий, кроме как реально нуждающимся;

Перевода страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования;

Перевода системы пенсионного обеспечения на накопительный принцип выплат;

Сокращения числа или полной ликвидации фондов и создания единого фонда социальной защиты населения РФ.

Еще по теме 5.5.4. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения:

  1. 3.2. Экономические основы системы социальной защиты населения
  2. Резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
  3. 19.2. Структура расходов бюджетов на обеспечение социальной политики и их планирование
  4. 3.3. Система государственных экономических гарантий и льгот как элемент социальной защиты населения
  5. МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ от 20 мая 1996 г. № 1-4.У О ПРАВЕ НА ВТОРУЮ ПЕНСИЮ ВДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОГИБШИХ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ В ЗАКОН РФ «О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, И ИХ СЕМЕЙ»
  6. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  7. Министерство социальной защиты населения РСФСР Указание от 6 декабря 1991 г. № 1-112-У
  8. МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ от 22 мая 1995 г. № 1-5-У О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ УЛУЧШЕНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВЕАИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВДОВ ВОЕННОСЛУЖИЩИХ, ПОГИБШИХ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПЕНСИИ ПО ЗАКОНУ РСФСР «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР»