Шуточные советы первокурсникам от старшекурсников. Вредные и «полезные» советы студентам

1. Главное - стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе - это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что, как уже отмечалось ранее, главный предмет для любого ученика - это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:
. Слушать (и слышать) другого человека - это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.

Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука - это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли Вы студент, если Вам не интересна лекция специалиста?).

Существует очень полезный прием, позволяющий студенту-психологу оставаться в творческом напряжении даже на лекциях заведомо «неинтересных» преподавателях. Представьте, что перед Вами клиент, который что-то знает, но ему трудно это сказать (а в консультативной практике с такими ситуациями постоянно приходится сталкиваться). Очень многое здесь зависит от того, поможет ли слушающий говорящему лучше изложить свои мысли (или сообщить свои знания). Но как может помочь «скучному» преподавателю студент, да еще в большой аудитории, когда даже вопросы задавать неприлично?

Прием прост - постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» и Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством (иногда преподаватели сами ищут в аудитории внимательные и заинтересованные лица и начинают читать свои лекции, частенько поглядывая на таких студентов, как бы «вдохновляясь» их доброжелательным вниманием). Если это кажется невероятным (типа того, что «чудес не бывает»), просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное - не обижаться на преподавателя (как не обижается на своего «так и не разговорившегося» клиента опытный психолог-консультант). Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем - это прекрасная основа для диалога (в данном случае - для «внутреннего диалога»), который уже после лекции, на семинаре может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный прием и всем своим видом показывать преподавателю, что Вы его «презираете», что он «ничтожество» и т.п. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной. Будущему психологу вообще противопоказано «демонстративное презрение» к кому бы то ни было (с соответствующими «вытаращенными глазами» и «фыркающим ротиком») - это скорее, признак «пациента», чем специалиста-человековеда...

Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове - это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?

3. Правила конспектирования на лекциях:
. Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.

Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).

Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).

Стараться поменьше использовать на лекциях диктофоны, поскольку потом трудно будет «декодировать» неразборчивый голос преподавателя, все равно потом придется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться к ответственным экзаменам), наконец, диктофоны часто отвлекают преподавателя тем, что студент ничего не делает на лекции (за него, якобы «работает» техника) и обычно просто сидит, глядя на преподавателя немигающими глазами (взглядом немного скучающего «удава»), а преподаватель чувствует себя неуютно и вместо того, чтобы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намного хуже, чем он мог бы это сделать (и это не только наши личные впечатления: очень многие преподаватели рассказывают о подобных случаях). Особенно все это забавно (и печально, одновременно) в аудиториях будущих психологов, которые все-таки должны учиться чувствовать ситуацию и как-то положительно влиять на общую психологическую атмосферу занятия...

4. Правила самостоятельной работы с литературой.
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а для психологов - это также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) - это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, - советует студенту и молодому ученому Г. Селье, - запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).

Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).

Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
. Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие - просто просмотреть.

При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

Если книга - Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

Если Вы раньше мало работали с научной психологической литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием - научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то - до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

. «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», - советует Г. Селье (Селье, 1987. - С. 325-326).

Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой - следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

5. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное - это уже технические детали (главное - это ориентировка в материале!).

Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться...). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).

Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно - это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение массы (точнее - «кучи») учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо.

Например, иногда мы проводили экзамены, разрешая пользоваться своими конспектами (и даже учебниками) во время самого ответа. Иногда нескольких секунд было достаточно, чтобы оценить, заглядывал ли студент в свои конспекты (и тем более, в книги) при подготовке к данному экзамену.

Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее - ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).

Если у студента имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является «авторским», и другого квалифицированного преподавателя может просто не оказаться... Поэтому лучше все-таки находить взаимопонимание с данным преподавателем (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное ни для кого «чрезвычайное происшествие» и лучше таких ситуаций самому студенту не организовывать, хотя всякое бывает...).

6. Правила написания научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ):

Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного труда (сообщить миру о своих идеях, просто «спихнуть» реферат по неинтересной для Вас проблеме, поупражняться в написании научных текстов и т.п.) - все это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и главное, - чувства («стоит ли вкладывать душу в данную работу или не стоит»..).

Важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы (заранее известный строгий и придирчивый «оппонент», доброжелательный научный руководитель, Ваши сокурсники, а может, работу, скорее всего, вообще никто даже не прочитает или всего лишь пролистают, посмотрят «по диагонали»...).

Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея - как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея - как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время - важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.

Естественно, писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т, п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору (исключения составляют некоторые древние тексты, когда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих текстов было гораздо меньше - не то, что в эпоху «информационного взрыва» и соответствующего «информационного мусора»).

Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.
Учеба в вузе - процесс очень непростой. С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его - это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную.встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно - выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.

Поэтому студенту (а тем более студенту-психологу) следует знать о некоторых важных правилах организации деятельности, подсказанных наукой психологией.

Вам завидуют многие, вы - первый курс! Вы – свежая кровь и новые люди в университете. Впереди у вас много новых знакомых и друзей, и вас ожидает абсолютно другой, новый образ жизни.

Теперь все шутки про студентов и сессии будут про вас. Как, например, та, что единственным вашим желанием будет – выспаться. И это - правда. Ведь для того, чтобы освоить новые знания понадобится много времени, как дневного, так и ночного. Зато, когда начнёт болеть голова от огромного количества информации, вы точно убедитесь, что она у вас не пустая.

Желательно сразу подружиться с одногруппниками. Вместе и к парам легче готовиться, и учиться, ведь вам предстоит общаться с ними целых 5 лет. Так что с фарса и самолюбия начинать не стоит. На самом деле одногруппники не такие ужасные, как кажется в начале (им тоже страшновато), будьте искренними и доброжелательными с вашим окружением в университете.

Не переживайте по поводу неудач – терпение и труд всё перетрут. Пока вы «зеленые», лучше показать себя с самой лучшей стороны. Чтобы стать по праву настоящими студентами, вам надо сдать первую сессию.

Любите преподавателей своих и декана своего, как самого себя. Помните, что преподаватель может читать у вас не один курс, и вы можете с ним ещё встретиться на протяжении учебы. Так что уважайте преподавателей и ищите свой подход к каждому из них. Тут работает верное правило: сначала ты работаешь на зачётку, а потом зачётка работает на тебя.

Залог хорошей учёбы – это посещение всех пар. Недоучил – бывает, а вот если пару прогулял, то это уже неуважение к преподавателю и университету.

Контрактники, вы что, зря деньги платили, чтобы не получить отведенное для вас время и знания? Вы часто платите за еду, и не съев её, уходите?
С бюджетниками все понятно: если стипендия мила, будь добр, стремись учиться.

Главное помнить, что вы делаете это для себя, а не «за вон того парня», как говорится.

Делайте всё, что в ваших силах, и тогда проблем не возникнет. Это даст вам огромный опыт для жизни и в изучении самых разных предметов. Зато, овладев новыми знаниями, вы вырастете в своих глазах, да и родители будут гордиться вами.

Не допускать ошибки проще, чем их исправлять. Помните, вы должны преодолеть этот путь достойно. Главное никогда не сдаваться! Как говорится: тяжело в учении, легко в бою. О том, как выжить в студенческом в общежитии, можно почитать .

Успехов вам на новом этапе жизни!

Новая жизнь ждет не только первоклассников, но и первокурсников. И если с малышами еще будут месяц-другой играть, то студенты сразу погрузятся в учебный процесс. Как не растеряться и все успевать, рассказали наши эксперты.

Обращайтесь к новым знакомым по имени

Впечатление о человеке складывается в первые 90 секунд знакомства. В это время максимально расположить к себе людей поможет ваша искренняя улыбка. Старайтесь все делать улыбаясь — это характеризует вас как открытого человека, а открытость располагает. Запомните имена тех людей, с кем познакомились, а на следующий день обязательно обращайтесь к ним по имени, узнайте, как у них дела, какие планы: интерес в свою сторону новые знакомые воспримут как дружелюбный жест.

Помните, что хорошие отношения с одногруппниками с первого дня — залог успешной учебы в будущем. Университетская программа включает большое количество групповых заданий, а значит, если вы установите эмоциональный контакт с окружающими, выполнять поставленные преподавателем задачи, работая в группах, будет проще.

Не конспектируйте лекцию дословно

Вчерашние школьники не умеют быстро конспектировать — от них этого не требовалось. А вот для студента такие навыки очень важны. Чтобы максимально точно законспектировать лекцию, изучите стиль каждого из преподавателей. Не надо стараться записать все дословно, обращайте внимание на слова-акценты. Лектор обычно выделяет голосом или жестом те части лекции, в которых говорится о важных и значимых моментах. Сигналом к тому, что надо записывать важную информацию, будут такие фразы, как: «Смысл этого в том, что…», «Последствием этого было…», «Во-первых… Во-вторых… В третьих…»

Добавьтесь в группы студенческих сообществ

Как только вы узнали, что приняты в вуз, немедленно присоединитесь в соцсетях к сообществам по типу «Подслушано в...». В них можно узнать о тонкостях организации студенческой жизни в конкретном вузе или общежитии, пообщаться с бывалыми студентами или разжиться полезными контактами. При этом не спешите выходить из групп для поступающих. Там по-прежнему будет очень много полезной информации. В таких группах ближе к 1 сентября появляются контакты людей, которые могут помочь с жильем, практическими заданиями, работой и пр. Кураторы будущих групп в вузе здесь «отлавливают» своих подопечных и заранее с ними знакомятся. Тут вы сможете найти будущих одногруппников, соседей по общежитию, а 1 сентября встретитесь с людьми, которые уже стали вам друзьями.

Не переписывайте конспекты и не давайте свои

Не рассчитывайте на то, что, пропустив занятие, можно переписать конспект у одногруппников. Конспект — это дело индивидуальное, и то, что понятно владельцу записей, может быть непонятным для вас. В результате, «скатывая» чужие записи, вы можете полностью переврать их суть и на экзамене ответить неправильно.

Свои конспекты также старайтесь не давать никому домой. В эру смартфонов с качественными камерами пусть «прогульщик» просто сфотографирует нужный лист из вашей тетради. Иначе велик риск, что тетрадь вам вовремя не вернут.

Для продвинутых студентов неоценимый помощник — смарт-ручка. Она не только оцифровывает запись, перенося рукописный текст в электронный формат, но и может делать поверх текста аудиозапись, запоминая комментарии лектора.

Организуйте вечеринку

Первые лекции — не пропускать

На первых лекциях вам наверняка покажется, что там делать нечего. Но именно на ознакомительных занятиях преподаватели рассказывают о специфике сдачи экзамена или зачета по своим предметам, о том, как получить допуск к ним, как набирать баллы и за что можно получить «автомат». Также на первых лекциях преподаватели дают список литературы для подготовки к семинарам. Не рассчитывайте, что все эти книги вы найдете в бесплатном доступе в интернете (многие из них авторские). Поэтому, как только получите список литературы, немедленно идите в библиотеку, иначе учебников вам просто не хватит.

Сложные дела выполняйте частями

Многие студенты самые сложные дела, которые не хочется делать, откладывают на потом. В результате они все сваливаются на голову в одно время и решить их правильно просто не удается. Так вот, неприятные дела, дальше мы их будем называть «лягушками», и сложные дела — «слоны», нужно расписать в своем графике недели. «Лягушек» съедайте каждое утро натощак, т. е. начинайте свой день с выполнения одного небольшого дела, а «слона» разделите на части и выполняйте по одной каждый день. Например, конспектируйте по параграфу предмет, по которому предстоит научная работа.

Сразу заявите о своих амбициях

Большинство первокурсников боятся подходить к преподавателям и говорить о том, какую оценку по их предмету они хотели бы иметь, не желая показаться подлизами или теми, кто выпрашивает отметки. Но отличие обучения в вузе от школы в том, что преподаватели ценят, когда студент претендует на результат и говорит, на какую оценку он рассчитывает. Поэтому, если вам на семинаре поставили четверку, а вы хотите пятерку, смело подходите к преподавателю и спрашивайте о том, что вам надо сделать, чтобы повысить балл. Целеустремленность и готовность осваивать материал всегда одобрительно оцениваются педагогами.

Устройте слежку за... собой

Новый ритм жизни, новые обязанности и долгожданная свобода создают каламбур в привычном расписании дня. Чтобы упорядочить свой график, в течение нескольких дней записывайте каждый свой шаг по минутам: сколько времени потратили на утренний туалет, на дорогу, на разговоры с друзьями и пр. Когда нашли «воров» времени, начинайте планировать день. Оптимальным промежутком для детального планирования считается неделя. При этом планы на каждый день недели прописывайте по принципу «7+/-2», т. е. семь обязательных задач, первые пять из которых главные и две — второстепенные, и дополните план еще двумя задачами, которые желательно выполнить. Обязательно мотивируйте себя соблюдать график приятными сюрпризами в конце дня. Если все пункты выполнены, сходите в кино, боулинг или на прогулку с друзьями.

На лекциях и с преподами


  • Если Вы пришли к преподавателю на кафедру с каким-либо вопросом, не стесняйтесь, открывайте дверь в кабинет смело, стучаться не надо. (Какие, право, пустяки!).

  • Заходите не раздумывая и не спрашивая разрешения. Дверь за собой не закрывайте.

  • Подходите сразу к преподавателю и стойте над ним.

  • Если он занят беседой (например, с заведующим кафедрой), прервите их разговор, лучше вступить в дискуссию, высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, пусть даже предмет беседы Вам неизвестен. Для большего эффекта лучше загородить собеседиников друг от друга. (Встать между ними, поставить портфель.)

  • Принесите с собой как можно больше вещей (чемодан, куртка, тубус с чертежами и пр.) Всё это разложите по столу Вашего преподавателя, что не поместится - поставьте/положите на пол. (Такая баррикада не даст ему уйти.)

  • Возьмите с собой как можно больше народу. Если с Вами пришли друзья, входите в кабинет вместе с ними. Можете также прихватить и случайных попутчиков.

  • Если Вас кто-то остался ждать снаружи, непременно переговаривайтесь с ним, не выходя из кабинета. Говорите как можно громче, чтобы Вас слышали не только друзья, оставшиеся в коридоре, но и соседние кафедры тоже были в курсе сложившейся ситуации.

  • Еще для пущего эффекта хорошо жевать жвачку непосредственно в процессе беседы с преподавателем.

Поверьте, к такому студенту преподаватель просто не сможет остаться равнодушным!


В течении дня


  • Проснулся сам - разбуди товарищей. Свежий поток нецензурной брани поможет тебе прогнать сон и даст хороший заряд бодрости.

  • Разбудив товарищей, нужно первым: захватить душ и туалет, умять на завтрак общественный запас бутербродов, надеть самые хорошие ботинки. В результате получишь дополнительный заряд бодрости.

  • Выходя из общежития, не буди вахтера - пожалей старика. Хватит с него того, что ты устроил в четыре часа ночи, возвращаясь с дискотеки.

  • В университетских коридорах здоровайся со всеми, кто старше тридцати. А вдруг это твой преподаватель? Не запоминать же всех, в самом деле!

  • Вваливаясь на лекцию с солидным опозданием, не отвлекай преподавателя стуком в дверь и глупым вопросом: "Можно войти?". Если нельзя, тебя вышвырнут и так, если можно, сделают вид, что не заметили.

  • Если, вдруг, пустили на лекцию, не разговаривай, не балуйся и не шуми. Ляг на парту и спи спокойно. Разговаривать, баловаться и шуметь будешь на следующей лекции, когда выспишься.

  • Очень осторожно относись к конспектированию. Обычно конспекты ведут старательные девочки. Перед тем, как начинать этот сомнительный процесс, задумайся о жизни, о своей половой ориентации.

  • Задавай на занятиях как можно больше вопросов по поводу и без. Есть шанс, что преподаватель тебя запомнит, и, когда ты явишься на экзамен, он будет уверен, что ты с этой специальности, с этого потока, и с этого факультета, не взирая на твои ответы.

  • На лабораторной работе: разбей пробирки, спали трансформатор и отформатируй винчестер компьютера. Этим ты не только позабавишь себя, но и осчастливишь студентов, который придут на твое рабочее место на следующей паре.

  • После занятий совесть тебя толкает в библиотеку, а душа тянет в бар. Поступай по велению души: то, что подают в баре, усваивается легче, чем то, что подают в библиотеке.

  • После бара можно пойти по знакомым: а вдруг кто-нибудь накормит?! Если покормили, долго и усердно благодари за угощение. Это повышает шансы на повторный заход.

  • Совесть предлагает позаниматься. Ответь ей, что еще не конец семестра и иди на футбол.

  • Опять пройдись по знакомым, в надежде поужинать на халяву. Чем больше знакомых - тем эффективней борьба с голодом. Таким образом, самые пронырливые шаровики обзаводятся самыми обширными связями. Именно из них в будущем вырастают депутаты и президенты.

  • После ужина немного вздремни и на дискотеку.

  • Возвращаясь пьяным под утро с дискотеки, не груби вахтеру. Просто побей стекла, обрыгай холл и подними на уши всю общагу. В лучшем случае, это поможет вылететь тебе из университета, невзирая на все связи твоих родителей. В худшем (если связи твоих родителей перевесили здравый смысл администрации) - завоюешь авторитет среди товарищей.

  • Ложась спать, разбуди товарищей. Не лишай их возможности порадоваться тому, что ты, наконец, явился живой и здоровый.

  • Следующий день начни с пункта 1.

Едва ли не самое замечательное, чему можно научиться в вузе, - умение искать и находить информацию. Знать, где лежит и когда может понадобиться: в Интернете ли, в библиотеке, в словаре, у знакомых, у профессора Иван Иваныча с другого факультета. Узнавайте и запоминайте, как это делается.

Есть формальности, а есть действительно увлекательные вещи. Вы сумеете отличить одно от другого, и если поступали не просто ради того чтобы получить диплом, учеба будет приносить вам удовольствие.

Хороший вуз - это место, где преподаватели уважают вас by default. Старайтесь платить им тем же.

Если вы учились в так называемой «хорошей школе», на первом и даже втором курсе вам может казаться, что вы все это уже знаете. Это опасная вещь: как правило, к третьему курсу начинаются проблемы, потому что вы уже привыкли не напрягаться. Вообще третий курс - важный этап: выражение «до третьего курса студент работает на зачетку, а после зачетка работает на студента» придумано не просто так.

Пить пиво вместо пар и играть на лекциях в составление коротких слов из одного длинного - это, конечно, важная часть социального развития личности. Но лет через десять вы будете жалеть, что вам всё рассказывали, а вы не слушали. Может быть, в вуз и стоило бы поступать на несколько лет позже, чем принято.

Вуз - несравнимо более сложная и гибкая общественная система, чем школа. Вас будут окружать совершенно необычные люди: прекрасные и неприятные, умные и глупые, глубокие и поверхностные, разгильдяи и труженики, энтузиасты и карьеристы, экстраверты и мизантропы. Те, кто станет вашими друзьями, те, в кого вы будете влюбляться. Все будет хорошо.

Не тратить время впустую. Если хотите добиться успехов в выбранной профессии, начинайте усердно заниматься с самого начала учебы. Если есть возможность займитесь научной работой, как можно раньше, так вы получите огромную фору перед своим одногруппниками, которые потом станут вашими конкурентами на рынке труда. Сами по себе лекции не сделают из вас специалиста. Если есть кружки - записывайтесь. Ищите места для практики по специальности, если есть возможность, подрабывайте. Только так сможете не жалеть годы, которые потратили на учебу

Устраиваться на работу (пусть не на полный день, но именно на работу, а не подработку) с 3 или 4 курса. Тогда вы не окажетесь в рядах выпускников, стонущих о вечном: "везде требуется опыт работы, куда же устроиться после окончания университета".

Первое, что я бы сказал - это не ной, что у тебя куча пар. Без пар - после выпуска - будет хуже. Второе - заводи знакомства. Институт - это не только место, где ты просиживаешь часы, вытягиваешь на зачёт или на троечку, но и место пересечения огромного количества людей(и очень интересных людей). Здесь можно найти тех, кто утянет тебя под воду хлестать пиво и играть в доту, а есть те, с которыми ты будешь организовывать фестивали, выступать на конференциях, ездить за границу или в соседние города на разные праздники, и с последними гораздо интереснее. Никто не знает, как и куда нас раскидает в жизни, поэтому большое количество друзей-приятелей, организаторов, спонсоров, преподавателей, знающих тебя в деле, очень поможет в будущем. В третьих, не пытайся успеть прочитать всё и ко всему подготовиться: ты по-любому придёшь на некоторые семинары неподготовленным, затянешь парочку рефератов и провалишь нужные контрольные. В четвертых, чтобы всё успевать почитай о тайм-менеджменте, организуй своё время, каждый час драгоценен. В пятых, но не в последних, ищи к чему тебя тянет. Если это твой факультет и твой предмет, то ищи свою тему: занимайся ежедневно хотя бы по часу-полтора, ищи единомышленников среди старших курсов и общайся с преподавателями. Они помогут разобраться в предмете и подтолкнут к дальнейшим победам.

Про работу я говорить не буду, ведь вам уже сказали: работать надо обязательно. На втором-третьем курсе стоит найти официальную работу, даже если не по специальности. Работодатель ценит, что ты в курсе рабочей дисциплины, умеешь находить контакт с другими сотрудниками, а всему остальному тебя научат.

Не доверяйте авторитетам. Всегда исходите из того, что ваш преподаватель неправ. Нет ничего более развращающего ум, чем доверие к авторитетам. Перепроверяйте, анализируйте информацию, изучайте все и всегда сами. Ваш стопроцентный помощник - поисковик и библиотека, преподаватель под большим вопросом.

Десять, двадцать, тридцать раз спросите себя, ту ли специальность вы выбрали. Потому что если вы поймете, что ошиблись, на первом курсе - уйдете без особенных потерь и не пожертвуете своим временем.

Не переоценивайте свои дипломы. На практике они значат очень мало, если это не диплом какой-нибудь вшэ, конечно.

1) Не поступайте.

Я серьёзно. Выбирать профессию всей жизни в 16-17 лет - это самое абсурдное, что можно предложить человеку, к тому же вымотанному после школы. Если вы не знаете точно, кем хотите стать, то дайте себе время, устройте такой-то gap year, в который можно походить на курсы, пособирать информацию, может, подработать где-то по интересующему направлению и понять, оно это или нет.

2) Не пренебрегайте училищами и техникумами. Мамка говорит, что это для быдла, и университет престижнее всего, но на деле это не так. В некоторых профессиях будет куда полезнее сначала освоить среднеспециальное, а потом уже рассматривать что-то более сложное.

3) Всем на вас плевать. Очень много видела первокурсников, которые с выпученными глазами бегут делать всё то, что им поручат, даже если это выходит за рамки здравого смысла и иногда даже немного за рамки закона. Так вот, никто не линчует вас за пропущенную пару или непосещение выборов от лица института. Как правило никто даже вашего имени толком не знает.

4) Не бойтесь бросить, если это не ваше. Можно менять специальность сколько угодно раз, обходя разные формальности. Вопрос "А тебе не жалко потраченного времени?" будет сбивать с толку, но всегда лучше не жалеть потраченной пары лет в пользу следующей пары, потраченной на действительно стоящие вещи.

5) Высшее образование не нужно. Понятно, что медикам и сочувствующим без этого никуда, но я говорю о других профессиях. Люди прекрасно живут и зарабатывают без образования вообще, если не чувствуют в нём потребности, а то, что никому не нужны люди без диплома - миф. Так что учитесь вы только для того, чтобы приобрести навыки, которые хотите приобрести, но не можете освоить сами.

6) Факультеты с раплывчатой гуманитарной/экономической специальностью не сделают из вас человека, который будет незаменим и везде полезен. Вы либо выбираете специальность серьёзно и целенаправленно, либо готовитесь носить кофе и отвечать на звонки (в лучшем случае).

7) Во время учёбы жить за счёт родителей не стыдно. Да, неплохо бы найти подработку, но если она отнимает всё свободное время, силы и волю к жизни, то лучше лишний раз посидеть на шее. Главное воспользоваться моментом, когда у тебя ещё есть выбор быть зависимым, если тебе комфортно в таких условиях, потому что потом придётся врываться, и никаких поблажек уже не будет. Пока есть свободное время и нет смертельной необходимости себя обеспечивать, вложи свои свободные ресурсы в саморазвитие.

    Не полагайтесь на теоретические знания и не думайте о том,что вас возьмут на работу только из-за одного вашего диплома.Во многом работодатели предпочитают опытных кадров с хорошим образованием,нежели кадры с хорошим образованием,но без опыта работы.Следовательно,начинайте работать уже с первого курса и желательно в том направлении,которому собираетесь посвятить свою жизнь.

    Читайте литературу!После окончания университета у вас не будет так много времени на саморазвитие,как во время учебы.

    Однокурсники и одногрупники - это не просто люди с кем вы проведете 4(или 5) лет.Это те люди,которые будут составлять костяк ваших связей в будущем.Не пренебрегайте влиянием связей на вашу будущую карьеру и начинайте строить эти связи уже в ВУЗе.

    Не тратьте лето попусту валясь на шезлонге и попивая мохито.Старайтесь попасть на волонтерские работы по всему миру,internship программы или хотя бы курсы иностранного языка за рубежом.

Тут все советы для тех,кто учиться на серьезных и давно желанных факультетах,для людей которые идут получать знания и осваивать профессию,мой лайфхак для другой группы лиц-для тех,кто поступил не в самый серьезный вуз и пока плохо понимает,что он хочет получить от него в будущем.
1)Осознать,что если вы экономист/юрист и иже с ними,то после получения диплома никто не даст вам работу по специальности,вы как специалисты никому вообще не нужны,даже за копейки.Поэтому предлагаю единственный верный,на мой субъективный взгляд,вариант:уже на 2м,3м курсе максимум определить примерно в каких предприятиях вы хотите работать/предприятиях какой сферы,наметить географический маршрут по этим-самым предприятиям и не стесняясь хаходите к каждому в отдел какдров и двигаете примерно такой спич:"Здравствуйте,я Джон Траволта,учусь в Федеральном Университете всех звезд экономики на 3 курсе,предлагаю свою кандидатуру в качестве стажера в отдел смузи и фалафелей(тут надо выбрать,что то,что более интересно или выгодно,как вам кажется,а можно и без отдела),готов работать по 5 часов в день бесплатно в обмен на бесценный опыт работы в вашей компании,у меня такие-то преимущества и такие-то цели,так что я буду вам полезен и т.д. и т.п."И так работаете у них и на выходе из универа у вас будет,в отличии от ваших однокурсников,работа по специальности.
2)Сразу организовать себе самок.Это обязательно,т.к. 5 лет учебы пролетят,а после них уже не будет,скорее всего,таких стабильных групп молодежи с красивыми студентками.Так что если будешь тупить,останешься в пролете.Кстати это должен был быть первый пункт.
3)Заводи друзей.Будь активным,веселым,энергичным подвязывайся на все движухи.Через лет десять у тебя будут уже не просто друзья,а полезные знакомства,если хочешь-связи.Мало-ли у кого папа депутат/президент компании куда ты пришел устраиваться на стажировку.

4)Аккуратней с алкоголем и наркотой,по-началу все просто балуются,а потом хоп и на тебе ярлык алкаголика/наркомана.Надо заиметь чувство меры.
5)Учеба во многих институтах полная дрянь,так что не забывай про самообразование.Но это не только пресловутое чтение книг,еще это семинары,тренинги и другой экспириэнс по теме.
6)УЧИ АНГЛИЙСКИЙ! Нет,серьезно,прям выучи его.Кроме того,что это полезно для карьеры и бизнеса,дополнительно ты сможешь прознать всю широту души таких авторов как: Мигос,ЛилЯхти или например Фьюче.Не суть,главное-это возможности.
7)Помни,что ты не бессмертный.(это так,на всякий случай)

В общем это самое прекрасное время для познания и экспериментов,удачи)

    Относитесь с уважением к своим преподавателям! Не опаздывайте и не прогуливайте занятия без веской причины, выполняйте домашние задания и участвуйте в обсуждениях на семинарах - от этого зависит не только итоговая отметка. Возможно, кто-то из этих преподавателей будет вести факультатив или практические занятия на старших курсах, кто-то станет руководителем практики или вашим дипломным руководителем - или наоборот, не станет, так как запомнит ваши прогулы и нерадивое отношение к предмету.

    Если вы учились в школе с углублённым изучением английского языка, а в ВУЗе английский преподают поверхностно - так, что возникает ощущение "халявы" - у вас появилась проблема номер один. Кроме зачёта на втором курсе, английский вам понадобится для участия в международных конференциях, на стажировках в иностранных компаниях, а также облегчит поиски работы (в том числе и зарубежом), поэтому найдите способ заниматься английским несмотря ни на что. Duolingo duolingo.com вам в помощь. Если же с английским всё в порядке, не упускайте возможность изучать второй иностранный язык - у вас пока есть на это время.

Секрет выживания на первом курсе- умение приспособиться в новой для себя среде. Первый год тяжелый не в плане обучения, а скорее в плане акклиматизации, которая заключается в правильной выработке ритма жизни, ответственного подхода к выбору интересов, ибо успеть все и сразу невозможно.

Будьте коммуникабельны, тогда жизнь станет гораздо проще. Как уже было упомянуто, заводите знакомство среди старшекурсников, умейте находить общий язык с преподавателем, в независимости от того, нравится вам его предмет или нет. Также не пренебрегайте общением с однокурсниками, научитесь помогать друг другу. Не понимаете матанализ? Обратитесь к соседке, которая сможет помочь и объяснить, а сами помогите с какой-нибудь химией или гистологией.

Ну и, конечно же, умейте общаться с источниками информации- книгами. Именно они- ваши главные помощники, так как есть предметы, по которым не то чтобы в интернете, в русскоязычных источниках не всегда найдешь необходимую информацию. Отсюда вытекает еще один совет: подтягивайте иностранный, т.к. основная часть современных исследований изложена на английском.

И ни в коем случае не унывайте, у вас все получится!

Если вы намерены совмещать учебу и работу, то постарайтесь работать либо по будущей специальности либо по схожей.

Возможно, что ваши однокурсники и просто знакомые буду зарабатывать больше на не требующих специальных знаний и навыков работах/однодневках.

Но вы, получив более ранний старт, обзаведясь необходимым опытом и знакомствами (а это главные профиты нашего времени), сможете в долгосрочной перспективе не только работать по специальности, под завистливые вздохи "ведущихменеджеровпопродажам", но и в этой стезе обеспечить себя и свою семью достойной жизнью (потому что хорошие специалисты везде оплачиваются очень хорошо).

    Участвуйте во всем: олимпиады, волонтерские проекты, секции, кружки, научные и творческие конкурсы, студенческие вёсны - всё это поможет вам завести множество интересных и полезных знакомств, к тому же, вы отлично проведете время на репетициях, подготовках и вечеринках после мероприятий.

    Читайте периодику по выбранной специальности. Лекции и классические учебники - отличные вещи, но именно периодическая литература даст вам верное представление о текущей ситуации в выбранной профессии и те знания, которые будут отличать вас от людей с точно такими же дипломами. Бонус: с этими знаниями вам будет гораздо легче получить расположение преподавателей и желаемые баллы.

    Старайтесь поддерживать хорошие отношения со всеми окружающими вас людьми. Конечно, не все они будут вам нравиться, но кто знает, что ждет их в будущем - возможно, самые малосимпатичные вам люди окажутся вашими самыми полезными знакомыми.

    Будьте собой. Вот прямо сейчас круг вашего общения кардинально меняется, на вас еще нет никаких штампов, вы можете быть кем угодно в глазах кучи новых людей. Не упустите шанс побыть самим собой.

    Веселитесь и пробуйте новое - лучшего времени для этого не будет. И удачи!

Самое-самое главное - не откладывать все на потом. Мифическое «завтра», как показывает практика, никогда не наступает.

Хотите пойти на интересный факультатив? Бегом записываться!

Хотите вступить в интересный кружок? Вступайте! И не надо бояться, что можете не справится с большим количеством предметов и прочим. Даже на самых адовых факультетах можно успевать и учиться хорошо, и на факультативы ходить.

К тому же, практически в каждом университете есть всякие дополнительные штуки, вроде волонтерского движения, благотворительных организаций, кейс-клубов. Участие в них не отнимет все-все ваше время, но зато добавит кучу плюсов в карму. Только важно адекватно оценить свои силы и не «перебрать». Немножко уверенности в себе, и все будет прекрасно:)

Если ты посетил универ, то не валяй дурака, а проведи время с пользой. Запиши/послушай лекцию и т.п. В общем, используй универ по назначению.

Говорю на собственном опыте. 95% пар мной было пропущено (не советую), но если я приходил, то выжимал максимум. Ибо какой смысл ржать на последней парте, если я мог, к примеру спать дома? Результат то один и тот же. В итоге эти крупицы, которые я собирал на парах здорово помогали на сессиях.

Самое важное - не пропускать пары, за посещение которых ставят баллы, ибо с ними вероятность получить автомат на сессии крайне высока. Задания и прочее лучше сдавать вовремя. Ну, чтобы ещё больше облегчить студенческую жизнь - присутствуйте на всяких проверочных/тестах/контрольных, чтобы потом не ловить преподавателя и не молить о дополнительно выделенном для вас времени:)

И, конечно же, универ - это не только учеба, но и всякие интересные студенческие штуки, которые вы с теплотой будете вспоминать годы спустя. Поэтому различные студенческие дебаты, организации, КВН - это класс, не игнорируйте и удачи на первой сессии;)

По своему опыту скажу, не прогуливай, если у тебя сложности с понимаем предмета, то худшее что ты можешь сделать - это прогуливать. У меня так было три курса, я нашел себе друга и вместе мы регулярно уходили с пар, а на сессии либо плати,либо тройка тебе за счастье, на третьем курсе во втором семестре я перестал прогуливать и знаешь что? Я впервые в жизни почувствовал себя круглым отличником, сессия на пятерки, уважение от преподавателей, нашел с ними общий язык, даже с теми,кого я и многие другие студенты, считали мудаками. Университет это помимо всего прочего последний шаг перед взрослой жизнью,за эти 4 года, ты должен успеть взрастить в себе те качества, без которых,по твоему мнению, жить будет тяжело. Был всю жизнь аутсайдером? Тогда начни проявлять лидерство. Было мало друзей и знакомых? У тебя будет шанс познакомиться с сотней людей. Участвуй в жизни универа, предлагают съездить на экскурсию в другой город - езжай. Дают проект на разработку? Бери и пробуй его реализовать. Используй свой потенциал, постарайся не погубить его.

Про учебу, коммуникацию с преподавателями и однокурсниками выше были прекрасные советы, поэтому не буду повторяться. Мои советы будут относится к первокурсникам, которые оторвались из-под родительского крылышка, уехали учиться в другой город/страну и начали вести свой быт.
Мне всегда ситуация, когда у таких ребят сносит крышу, казалась довольно стереотипичной и применимой только к какому-нибудь сериалу по ТНТ. 4 года жизни в общаге показали, что, увы, это очень жизненно.
Да, у вас теперь намного больше свободы, чем было, когда вы учились в школе и жили с родителями: ложусь, когда хочу, встаю, когда хочу, трачу деньги на что хочу (даже если родители очень строгие, скрывать свои дела-делишки становится объективно намного легче), но загвоздка взрослой жизни не в этой вот свободе, а в ответственности за нее. Нужно ли идти в клуб в ночь перед зачетом? Можно ли поставить будильник на попозже и прогулять первую пару? Теперь вам решать.
Совет довольно банальный. Думайте головой, ну правда. Если ты пропустил катку и решил подготовиться к паре, ты не слабак, ботан, маменькин сынок or whatever, ты просто взвесил все "за" и "против".