Пришкольный учебно- опытный участок. Учебно-опытный участок при школе Учебно опытный участок в сельской школе

Наша Никольская средняя школа находится в Должанском районе, самом южном районе Орловской области.

В прошлом году школа отметила свой 120-летний юбилей. Безусловно, мы храним и уважаем традиции. Но время идёт вперёд, хочется чего-то нового. Так в прошлом году администрация школы выдвинула идею – создать новый учебно-опытный участок. Обучающиеся школы с радостью поддержали её и приняли в разработке проекта участка. Надо сказать, прежний участок неоднократнозанималпризовые места в районных смотрах – конкурсах. Но он был расположен далеко от школы, что создавало определённые трудности.

Работая по озеленению учебно-опытного участка, мы поставили перед собой задачу – превратить участок в цветущий уголок. Началась работа- воплощениепроекта в жизнь.

Наша работа проводилась в несколько этапов:

1. Выступили с предложением о реконструкции школьного участка перед администрацией школы.

2. Создали инициативную группу.

3. Организовали работу проектной группы.

4. Распределили объекты между классами начальной, средней и старшей школы.

5. Создали звенья

6. Сформулировали вывод и составили проектный план на следующий год.

НАЧАЛО РАБОТЫ.

Мы определили место учебно-опытного участка в микрорайоне школы. Большая часть участка имеет относительно ровную поверхность Структура почвы -чернозём. УОУ расположен на земельном участке, который находится рядом со школой.

Началась работа по подготовке земельного участка.

Произвели разметку территории, огородили участок.

Были заложены основные отделы УОУ, требуемых Положением об УОУ:

отдел начальных классов, овощной отдел, коллекционный,полевой, плодово-ягодный и цветочно-декоративный.

В отделе начальных классов работают младшие школьники. На небольших делянках они выращивают овощи, цветы, которые не требуют сложного ухода.

Отдел овощных культур – один из самых важных на участке. Здесь выращиваются помидоры, огурцы, капуста, лук, свекла и многие другие овощи, причем самые разные сорта. Здесь проводим большинство опытов, выясняем эффективность различных агротехнических приемов. Прежде чем приступить к опытнической работе, мы знакомимся с требованиями такой работы, т.е. каждый опыт ставим на двух делянках: опытной и контрольной.

Наиболее интересными опытами считаем: 1. «Выращивание тыквы посевом семян в грунт и рассадой» , 2. «Влияние предпосевной закалки на урожай морковки», 3. «Сортоизучение картофеля».

Провели подборку культурных и дикорастущих видов растений, которые смогут произрастать совместно при определенных условиях нашей местности. Определили количество посадочного материала для отделов. Изыскав средства, закупили посадочный материал; цветочно-декоративные растения, деревья, кустарники.


Большую работу провели обучающиеся по созданию экологического отдела. В результате кропотливой творческой работы появился искусственный водоем и альпийская горка с нашим любимым хозяином - хранителем Стёпкой.

лука-125 кг,

морковки-560 кг,

капусты-360 кг,

фасоли-16кг.



Продукция, выращенная на участке, используется для питания детей в школьной столовой. Излишками овощей делимся с монастырем Марии Магдалины, учителями-ветеранами,населением.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В практике обучения биологии школьному учебно-опытному участку отводится особая роль. Здесь школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта.
Целью данной работы является раскрыть возможности пришкольного учебно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии.
Задачи:
    Рассмотреть типовую структуру пришкольного учебно-опытного участка и назначение его отделов;
    Показать основные приемы организации работы на пришкольном учебно-опытном участке;
    Выявить необходимые составляющие для эффективной работы пришкольного учебно-опытного участка.
Актуальность: пришкольный учебно-опытный участок является частью территории школы и забота о нем ложится на плечи учителя биологии и труда. Учащиеся как правило неохотно работают на участке, а ведь работа на участке прививает такие качества как любовь ко всему живому, труду, ответственность перед одноклассниками. Этих качеств так не хватает современным школьникам.
Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану.
Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе; уважения к трудовой деятельности. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию такого волевого качества, как стремление довести опыт до конца, вовремя произвести наблюдения и зафиксировать их.
Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию и др.
На участке проводят уроки и экскурсии по ботанике, зоологии и общей биологии для 6-11 классов. Кроме того, здесь осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, юннатскую, природоохранительную и опытническую работы.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 1

Назначение учебно-опытного участка, его структура
1. Учебно-опытный участок создается в начальных, основных и полных средних общеобразовательных школах, школах с углубленным
изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях, школах-интернатах всех типов для проведения учебных и внеклассных занятий по естествознанию, биологии, экологии, трудовому обучению, для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних заданий, организации общественно полезного, производительного труда школьников по выращиванию полезной продукции (овощные культуры, рассада цветочных культур, саженцы древесно-кустарниковых пород),
заготовки раздаточного и демонстрационного материала, для занятий с учащимися. Функционирование учебно-опытного участка школы позволяет решать комплекс образовательных задач:
    совершенствование знаний учащихся по названным выше дисциплинам;
    формирование практических умений по выращиванию растений, уходу за растениями и животными;
    формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;
    развитие интереса учащихся к изучению растений и животных;
    формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению;
    развитие эстетических чувств школьников;
    развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений, уходом за растениями и животными.
    В соответствии с Земельным кодексом Республики и Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено
    постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года №1008, в редакции постановлений Правительства РФ от 9 сентября 1996 года
    №1058 и от 15 января 1997 года №38) отведение земельных участков школам для учебно-воспитательных целей производится на основании решения органов исполнительной власти субъектов РФ, земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Рекомендуемая площадь для средней общеобразовательной школы - не менее 0,5 га, включая всю обрабатываемую территорию вокруг школы. На учебно-опытных участках школ организуются отделы полевых (зерновых, технических, кормовых) и овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур, древесно-кустарниковых пород, лекарственных растений, начальных классов; могут быть выделены отделы - экологический, общей биологии, зоологический. В состав учебно-опытного участка входят также защищенный грунт (теплица, парники), "зеленый класс", подсобное помещение, географическая площадка. Соотношение отделов определяется руководителем школы совместно с учителями биологии и трудового обучения, может быть различным в зависимости от местоположения школы (в северной, средней или южной части республики, в городе или в сельской местности), избранного направления в работе, от количества учащихся, привлекаемых к работе.

    Выбор культур для выращивания в тех или иных отделах учебно-опытного участка школы определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, природно-климатическими условиями (предпочтение отдается районированным сортам важнейших сельскохозяйственных культур), условиями школы (городская, сельская) и ее возможностями в приобретении семян и посадочного материала.
    При организации производительного труда учащихся, предусмотренного общеобразовательными программами и учебным планом школы, соответствующие отделы учебно-опытного участка могут быть расширены с образованием древесно-кустарникового питомника, питомника цветочно-декоративных культур, производственного отдела для выращивания картофеля и овощей, крольчатника, пасеки и т.п.
    "Зеленый класс" предназначается для занятий по трудовому обучению и естественнонаучным предметам, он оснащается учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием.
В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями названий.
9. Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) или искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.
10. Произведенная на участке продукция может быть использована для организации питания учащихся в школьной столовой (сельскохозяйственные продукты), для озеленения школы и ее территории, дворов домов, в которых проживают учащиеся школы (комнатные растения, цветочные культуры открытого грунта, древесно-кустарниковые породы), а также реализована в соответствии с действующим законодательством.
Содержание и организация работы
    Основные направления деятельности учащихся на участке: выращивание растений и животных, наблюдения за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами трудового обучения, естествознания, биологии, экологии, факультативных курсов и кружков.
    Работа учащихся на учебно-опытном участке школы осуществляется за счет времени, отводимого на уроки трудового обучения, а также на практические работы по естествознанию, биологии, экологии. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному в школе графику в рамках регионального компонента образовательной области "Технология".
    Режим труда учащихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом правил по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных школах (инструктивное письмо Министерства просвещения от 14 августа 1981 года №243). Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются группы не более 15 человек.
    Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В него целесообразно включить такие разделы:
    общая характеристика учебно-опытного участка (площадь, отделы, их размеры и размещение);
    анализ работы за предыдущий год;
    задачи работы на новый учебный год;
    содержание и организация работы: перечень имеющихся и планируемых для выращивания растений; перечень содержащихся животных; тематика опытов и наблюдений; перечень наглядных пособий, планируемых для изготовления в порядке летних заданий по биологии и на уроках сельскохозяйственного труда; график работы школьников на участке, в том числе в период летних каникул;
    руководство работой учащихся на участке (закрепление ответственных за работу на участке учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, графики их работы, в том числе в каникулярное время);
    материальное обеспечение работы на участке: определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевном и посадочном материале, кормах для животных и т.д.;
    формы подведения итогов работы.
К плану работы прилагается схема размещения отделов и выращиваемых культур.
    Ежедневно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке (формы подведения итогов избираются школой). Результаты работы учащихся в летний период учитываются при выведении отметок по предмету "Трудовое обучение".
    Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство работой на нем. Он вместе с заместителем по воспитательной работе определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по обеспечению занятий учащихся на учебно-опытном участке, следит за развитием его материальной базы.
    Непосредственное руководство работой на участке осуществляет заведующий учебно-опытном участком, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей биологии, географии или сельскохозяйственного труда. За заведование учебно-опытным участком учителям производится дополнительная оплата в соответствии с положением о надбавках и доплатах стимулирующего характера. В начальной школе непосредственное руководство работой на учебно-опытном участке осуществляет учитель трудового обучения или один из учителей начальной школы. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевным и посадочным материалом, кормами для животных, оборудованием и инвентарем, инструктирует работников, привлекаемых к работе на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности. Материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком. Он ведет их учет в установленном порядке.
Заместитель директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевным и посадочным материалом, кормами.

СТРУКТУРА УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА

В разработку структуры учебно-опытного участка и методики его использования в общем образовании школьников большой вклад внесли П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, В.А. Матисен, И.Н. Пономарева, Н.А. Рыков, М.В. Сыскова и другие видные методисты-биологи.
Следует отметить, что о структуре пришкольного учебно-опытного участка существуют разные точки зрения, высказанные двумя крупными учеными-методистами, специально разрабатывавшими этот вопрос, - П. И. Боровицким и Н. М. Верзилиным, они широко апробированы на базе агробиологической станции РГПУ им. А. И. Герцена в поселке Вырица.
По П. И. Боровицкому, на учебно-опытном участке должно быть два отдела по выращиванию растений: коллекционный и опытнический. В коллекционном выращивают большое разнообразие культурных растений: зерновые, плодовые, лиственные, ягодные, технические, масличные и т.д. Притом каждую из этих культур размещают на особых делянках с соблюдением севооборота (перемещение делянок на местности по определенной схеме).
В опытническом отделе располагают делянки для типовых опытов на полевых и овощных культурах с соблюдением всех норм и требований к растениеводческим опытам сортоиспытания для определения влияния внешней среды или по другой тематике.
По Н.М.Верзилину, на участке должно быть четко выделено несколько отделов: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический. В каждом отводится место для коллекции культур и опытов с растениями этого отдела. Главным для выполнения учебной программы является биологический отдел, в котором выращиваются определенные культуры, проводятся опыты, являющиеся также живыми иллюстрациями важнейших биологических закономерностей и процессов.
В настоящее время организованы пришкольные учебно-опытные участки указанных типов.
Биологический отдел имеет участок по ботанике (отделы морфологии, систематики; коллекция «Цветочный календарь», опыты с корневыми системами) и участок по общей биологии (коллекция растений «Критерии вида», «Методы селекции», «Приспособленность»; опыты по естественному отбору, изменчивости, влиянию внешних условий на рост и развитие растений и др.). Традиционно на учебно-опытном участке в коллекциях и опытах используются культурные растения. Для доказательства общебиологических закономерностей в живой природе и особенно для выявления экологических закономерностей в жизни растений в структуру пришкольного участка был введен новый отдел - отдел экологии. В нем все коллекции и опыты осуществляются на примере местных дикорастущих видов. Например, коллекции: «Страницы Красной книги», «Ранневесенние растения», «Осеннецветущие растения», «Популяции вида», «Жизненные формы», «Экологические группы», «Растения широколиственного леса», «Растения смешанного леса», «Растения темнохвойного леса», «Водные растения»; опыты: влияние различных абиотических и биотических факторов, зарастание дарвиновских площадок, заселение искусственного водоема и др.

Рис. 1. Примерный план школьного учебно-опытного участка 2

ОТДЕЛ ПОЛЕЗНЫХ РАСТЕНИЙ (А):
I – пар;
II – злаки;
III – травы;
IV – прядильные и масличные растения;
V – пропашные;
VI – эфирномасличные и лекарственные;

VII – модели севооборотов;
VIII – метеорологическая станция.

ОТДЕЛ ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ (Б):
– парники;
– компост;
I – листовые культуры;
II – плодовые;
III – корнеплоды;
IV – бобовые;
V – многолетние культуры;
VI – инвентарный сарай.

ПЛОДОВО-ЯГДНЫЙ ОТДЕЛ (В):
1 – питомник 1, 2, 3 и 4-го годов;
2 – земляника;
3 – ягодные культуры;
4 – вишни и сливы;
5 – яблони приземленные, кустовые и штамбовые;
6 – ульи;
7 – дендрологическая коллекция.

ОТДЕЛ ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ (Г):
1 – однолетние растения;
2 – многолетние растения;
3 – родина растений;
4 – аудитория.

ОТДЕЛ БИОЛОГИИИ РАСТЕНИЙ (Д):
1 – семейства; 11 – дарвиновская площадка;
2 – хвойные и споровые растения; 12 – тимирязевский домик;
3 – весенние растения; 13 – разрез почвы;
4 – морфология растений; 14 – ящики с корневыми
5 – цветочные часы; системами;
6 – цветочный календарь; 15 – введение дикорастущих
7 – приспособленность; растений в культуру;
8 – альпийская горка; 16 – водоем.
9 – дикорастущие полезные растения;
10 – опыты по обшей биологии; З.О. – зоологический отдел

Рис. 2. Примерный план отдела экологии на школьном участке

1 - осеннецветущие; 2- раннецветущие растения; 3- широколиственные; 4 - мелколиственные леса; 5 - альпийская горка; 6- влаголюбивые (цифрами обозначена глубина цементированного дна); 7 - луговые; 8 - жизненные формы (по классификации И. Г.Серебрякова). На остальных делянках представлены экологические опыты: 9 - дарвиновские площадки разных сроков закладки (9а - зарастание черного пара); 10 - искусственный водоем как пример водной дарвиновской площадки; 11 - влияние вытаптывания на рост и развитие растений (Оп - опыт, К - контроль); 12 - зарастание костровища; 13 - зарастание мусорной кучи; 14 - выявление площади фитогенного поля (щучка, полынь, пижма, синюха); 15 - фитогенное влияние растений (хрен среди посевов тимофеевки); 16 - влияние структуры почвы на рост и развитие растений (П - песок, Гл - глина); 17- горка с тремя опытами: влияние влажности на суккуленты (С), на мезофиты (М) и влияние экспозиции (Экс); 18 - влияние цветных тентов на рост и развитие растений (Кр - красный тент, Сн - синий, Б - белый); 19- широколиственные деревья; 20 - мелколиственные деревья; 21 - кустарники; 22 - кустарнички; 23 - посевы семян; 24 - посадки отдельных растений. Штриховкой показаны делянки с коллекциями растений

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Работа учащихся на школьном участке проводится за счет времени, отводимого учебным планом на трудовое обучение. В каждом классе создают звенья из 5- 6 человек, возглавить которые могут юнные биологи. Звеньевой руководит работой ребят, отвечает за ведение дневника, за работу в целом и полученные результаты. Такая структура экономит время на проведение организационной работы (выдачу инвентаря, определение рабочего места и т. п.), что в значительной степени помогает учителю осуществлять общее руководство учащимися.
За каждым звеном закрепляется земельный участок (делянки), необходимый для проведения опытов. Класс, зная тему занятия, выходит на участок вместе с учителем согласно учебному расписанию, каждое звено выполняет назначенную ему работу, причем ребята должны научиться всем видам работ, постепенно меняя операции. Очень важно подготовить учащихся к осмысленному выполнению каждой операции. Для этого необходимо провести инструктаж, показать, как правильно выполнять приемы отдельных видов работ, обучить детей культуре труда и рациональному использованию времени с соблюдением техники безопасности; напомнить им о биологических особенностях растений и их агротехнике, направленной на создание благоприятных условий для жизни растений.
Практические уроки в расписании учебных занятий желательно поставить последними, так как физический труд снимает умственную усталость учащихся и позволит им довести работу до конца.
Основным содержанием труда учащихся на школьном участке является опытническая работа. Опыты проводятся со всеми возделываемыми на делянках растениями. Тематика опытов - самая разнообразная, но темы должны быть доступны для детей и непременно связаны с прохождением учебной программы. Успех в выполнении опытов зависит прежде всего от учителя биологии. Хороший руководитель может сделать содержание труда на участке интересным, а работу увлекательной. И наоборот, при неправильной или неумелой организации вместо любви к природе и сельскому хозяйству можно не только вызвать равнодушие, но даже и отвращение к ним.
Важно, чтобы каждый учащийся еще зимой начал готовиться к проведению опыта. Он должен прочитать рекомендованную литературу, познакомиться с биологическими особенностями того растения, которое будет использовано в опыте, наметить примерные сроки выполнения агротехнических мероприятий. При этом нельзя допускать чрезмерной опеки со стороны учителя, например, давать готовую задачу и схему опыта. Школьники должны сами активно участвовать в разработке плана работы.
Перед началом опытнической работы учащихся надо познакомить с основными условиями проведения экспериментов:
1) каждый опыт размещается на двух делянках - опытной и контрольной. (Некоторые темы, например, «Выращивание высоких урожаев» или «Ускоренное размножение ценного сорта или культуры» не требуют контрольных делянок.) Условия на этих делянках должны быть абсолютно одинаковыми, кроме одного - изучаемого. Например, в опыте по испытанию влияния нового микроудобрения на урожайность определенной культуры на контрольной делянке эту культуру выращивают по передовой агротехнике, но без внесения микроудобрений, а на опытной делянке - по той же агротехнике, но с внесением новых микроудобрений. Для получения более точных результатов каждый вариант опыта закладывается в нескольких повторностях;
2) размеры и форма (лучше прямоугольная или квадратная) контрольной и опытной делянок должны быть одинаковыми.
Это даст возможность точнее учесть величину урожая. Размеры делянок (от 2 до 50 м 2) зависят от темы опыта, культуры и общей площади участка;
    вокруг каждой делянки с посевами необходимо разместить защитные полосы из этих же растений, что создаст на делянке однородные условия;
    поверхность участка - ровная, без впадин, расположена на некотором расстоянии от построек.
На всех делянках с культурными растениями примерная схема опыта будет одинаковой. Ведущая тема для работ на школьном участке, касающаяся всех культур,- изучение сортового разнообразия;
Столь же актуальны темы «Получение высоких урожаев», «Влияние на урожайность определенной культуры способов обработки семян или различных подкормки». Не менее интересны темы, посвященные семенному и вегетативному размножению растений. Такая тема будет развиваться по следующей схеме, если взять, например, в качестве объекта изучения черную смородину: а) размножение одревесневшими черенками (заготовка черенков, их хранение, подготовка почвы, посадка, уход с фиксацией в дневнике характера развития), б) выращивание высокого урожая смородины (выбор участка, подготовка почвы, посадка, уход, формирование куста, уборка урожая).
На примере крыжовника легко рассмотреть такие способы вегетативного размножения, как горизонтальные, дуговидные и вертикальные отводки.
Интересный материал можно получить при изучении декоративных культур. Например, взять флоксы и их размножение. Здесь обширный материал дают различные способы вегетативного размножения этих растений: делением куста, стеблевыми черенками, листовыми с пазушной почкой, корневыми черенками и корневыми отпрысками, традиционный способ - семенами.
В группе овощных растений простейшим будет опыт с лукой. Лук репчатый имеет трехгодичный цикл: в первый год из семян (чернушки) получают луковички. Это лук севок, из которого на второй год получают луковицы товарного качества. На третий год луковицы вступают в пору плодоношения и дают свежие семена (чернушки). Лук можно размножить и вегетативным путем.
Как видим, тем для проведения опытов - великое множество. Все зависит от интересов самих учащихся, учителя, школы, а возможно, и запросов местных хозяйств.
За подопытными посевами следует регулярно проводить наблюдения: вести дневник, учитывать урожай и оформлять результаты. Полученные данные нуждаются в статистической обработке.

                ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДНЕВНИКА

ДНЕВНИК
Звена № учащихся классов, школы р-на
« » 200 г.
Состав звена с указанием фамилии звеньевого
Тема опыта
Цель проведения опыта
Схема опыта, варианты
Размер участка под опытом (в кв. м), площадь каждой делянки и число повторностей
описание участка (рельеф и почвы, засоренность, какая культура предшественник, какие удобрения вносились) *
Чертеж-схема расположения делянок и повторностей
Биологические особенности подопытной культуры*
Календарный план работы по проведению опыта*
наименование работы, как выполнять, срок выполнения
потребуется семян, удобрений
наблюдения за растениями*
дата что наблюдать на опытных и контрольных делянках
дневник работы*

дата, как выполнена работа, оценка работы
уборка и учет урожая*
время уборки, вариант опыта на делянке, урожай, качество урожая
какой наглядный материал (учебное пособие) изготовлен для школы
какая общественно-полезная работа выполнялась в течение года*
заключение учителя и общая оценка работы
(звездочкой отмечены разделы, на которые следует отвести несколько страниц)

М.П Подпись учителя
Директ ора школы

С момента закладки опыта и до его завершения ученик последовательно должен отмечать в дневнике (см. примерную форму) все работы, которые он проводит, и результаты опыта. После уборки урожая необходимо его величину пересчитать на 1 га и дать заключение о результатах работы, выводы и рекомендации.
Дневник – документ, по которому осенью школьники отчитываются о своей работе и получают оценку. Осенью подводят итоги, устраивают праздник урожая, к которому обычно приурочена выставка работ ребят (экспонаты, гербарий, дневники, описание результатов опытов). Часть материала идет на оформление и пополнение коллекций биологического кабинета.

ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

Наш 3 учебно-опытный участок является основной базой для ознакомления учащихся с элементами сельскохозяйственного производства и широко используется в процессе изучения основ биологии. Общая площадь участка - около 1,5 га. Участок имеет следующие разделы:
    Семипольный полевой севооборот 400 кв.м.
    Четырехпольный овощной севооборот 400 »
    Коллекционный участок 580 »
    Питомник 340 »
    Сад 4600 »
    Ягодник 600 »
    Цветник 350 »
    Отдел декоративных растений 2000 »
    Защитная полоса 2000 »
    Парники 10 рам,
    Зоологический отдел - крольчатник 100 кв. м.
    Участок начальных классов 100 »
    и т.д.................

Структура участка.

Площадь: 2100 м 2 (21 сотка).

Материально-техническое обеспечение: трактор МТЗ-80, плуг, культиватор, окучник, прицеп, шланг (100 м), инвентарь (лопаты-10 шт., грабли-10 шт., тяпки-10 шт.), парники-2 шт.

Производственный отдел.

Пришкольно-опытный участок состоит из отделов:

овощной - 2,25 сотки;

полевой - 1 сотка;

плодово-ягодный - 2 сотки;

питомник - 1 сотка;

коллекционно-систематический - 1 сотка

цветочно-декоративный - 3 сотки;

экологический - 11 соток;

семеноводческий - 15 м 2 ;

начальных классов - 35 м 2 .

Дорожка между полями - 0,7 м, между отделами - 1 м, генеральная - 1,5 м.

Организация занятий : по трудовому обучению (май, сентябрь), по биологии.

Учебно-полевая практика (летние практические работы):

выбор звеньевых и состав звеньев;

земельная площадь закрепляется за звеном;

опытническая работа;

практическая работа;

ведение и оформление дневников.

2 ).

Отдел полевых культур: пшеница, овес, подсолнечник, кукуруза, свекла кормовая (1 сотка=100 м 2 ).

Участок семеноводства (15 м 2 ): морковь, свекла, капуста.

Опытнический (125 м 2 ): морковь, картофель, огурцы.

Отдел овощных культур (225 м 2 ): морковь, свекла, лук, фасоль, кабачки, томаты, капуста.

Отдел систематики и коллекции (20 м 2 ).

Дендрарий и экологический отдел (1100 м 2 ): береза - 22 шт., вязы - 7 шт., рябина - 5 шт., черемуха - 11 шт., боярышник - 100 шт., акация белая - 4 шт., бересклет - 3 шт., ель - 19 шт., клен - 21 шт., липа - 15 шт., лиственница - 3 шт.

Питомник (100 м 2 ): саженцы древесных пород (каштан, липа, дуб, клён, ёлка).

Цветочно-декоративный (3 сотки): георгины многолетние, гладиолусы, шток-роза, пионы, лилии, анютины глазки, гвоздика, флоксы, ирисы, тюльпаны, нарциссы, астры /многолетники/; капуста декоративная, бархатцы, иберис, ноготки, астры /однолетники/.

Цели и задачи.

обучающие - изучить биологию растений, закрепить знания по морфологии и анатомии, систематике, агротехнике растений, полученных на уроках биологии и с/х труда;

развивающие - развивать эстетический вкус, навыки опытнической работы с культурными растениями;

воспитывающие - воспитывать у учащихся бережное отношение к труду и природе;

другие :

обеспечение прочности знаний учащихся и глубокое понимание ими основ современных наук - одна из главных задач, стоящих перед школой на современном этапе;

подготовка учащихся для работы в рыночных условиях в связи с переходом на рыночную экономику;

обучение творческой работе с использованием теоретических знаний с целью поиска возможностей для повышения урожаев;

оснащение кабинета биологии наглядными пособиями.

Задачи опытнической работы:

закрепить и расширить знания учащихся;

сформировать навыки и умения по выращиванию культурных растений;

развивать познавательные интересы;

Практические работы на участке дают возможность учащимся глубже понять процесс развития и жизни растений в единстве с окружающей средой, воспитывают любовь к труду, бережное отношение к природе.

Учебные задачи:

Ознакомление с агротехникой возделывания полевых, кормовых, технических и плодово-ягодных культур;

Овладение приемами опытнической работы, обучение навыкам распознавания видов и сортов культурных растений по их биологическим особенностям и внешнему виду.

Вырастить:

картофель - 3000 кг,

морковь - 400 кг,

свекла - 400 кг,

томаты - 100 кг,

зелень - 5 кг,

огурцы - 200 кг,

фасоль - 4 кг,

кабачки - 100 кг,

лук - 50 кг,

чеснок - 10 кг,

смородина - 40 кг,

яблоки - 2000 кг.

Собрать коллекции:

семейства злаковых (1 кл.),

пасленовых (2 кл.),

лилейных (3 кл.),

розоцветных (4 кл.),

крестоцветных (5 кл.),

бобовых (5 кл.),

«корневые системы» (6 кл.),

«строение цветка» (7 кл.),

«типы соцветий» (8 кл.),

плоды и семена однодольных и двудольных растений (10 кл.).

Собрать семян:

огурцов - 40 г,

свеклы - 20 г,

томатов - 20 г,

капусты - 20 г,

моркови - 20 г.

Продолжить работу в питомнике древесных и культурных сортов растений:

посеять семена хвойных пород (ель, сосна),

высадить желуди,

разбить питомник для смородины,

провести экологические мероприятия «Уборка школьного сада и территории школы от веток и мусора»,

взять под охрану муравейники,

провести экологическую неделю, выставку «Дары осени», осенний бал, праздники земли и птиц.

Анализ работы за прошлый год.

Производственная деятельность.

Произведено: картофель - 2500 кг, овощей - 900 кг, ягод - 40 кг.

Выращено рассады: капуста - 700 шт., томаты - 800 шт.

Собрано семян овощных культур: укроп - 20 г, огурцы - 20 г, капуста - 10 г.

Собрано семян цветочных культур: мальва - 3 г, однолетних георгинов - 5 г, гвоздика - 10 г, луковиц гладиолусов - 50 шт., клубней георгинов - 50 шт.

Экологическая работа.

Высажено леса - 1 га.

Взято под охрану - 1 муравейник, 7 родников.

Проведены: неделя экологии, праздник земли, праздник птиц, экскурсии в природу.

Отдел овощных культур (12 соток).

В отделе выполняются работы с учащимися 5-8 классов. Отдел имеет овощной севооборот и участок семеноводства (высаживаются семенники овощных культур - свеклы, моркови, капусты).

Схема овощного севооборота:

Поле - корнеплоды.

Бобовые.

Капуста.

Огурцы.

Помидоры.

Ротационная таблица.

2007

2008

2009

2010

Морковь

Капуста

Огурцы

Капуста

Бобовые

Огурцы

Томаты

Огурцы

Капуста

Томаты

Корнеплоды

Томаты

Огурцы

Корнеплоды

Бобовые + лук

Корнеплоды

Помидоры

Бобовые

Капуста

Бобовые + лук

Чередование культур может быть:

Капуста, корнеплоды, бобы, горох, фасоль

Огурец, капуста

Редис, горох, фасоль, чеснок

Капуста, корнеплоды, зеленые, кабачки

Морковь, огурцы, лук, капуста

Перец, капуста, лук

Капуста, свекла, морковь

Огурцы, бобовые, лук, корнеплоды

Огурцы, капуста, свекла, укроп, лук на зелень

Опытнический участок (5 соток).

Тема : Формирование на столоне картофеля дополнительных клубней .

Цель : изучение роли 3-разового окучивания в увеличении урожайности картофеля .

Пророщенный картофель посадить в грунт.

Трехразовое окучивание с чередованием в неделю.

Наблюдение за развитием растений.

Сбор урожая. Пересчет в ц на 1 га.

Тема : Сортоизучение моркови .

Цель : изучить урожайность моркови в зависимости от сорта .

Посев семян.

Всхожесть.

Агротехнические мероприятия (рыхление, полив, прополка).

Сбор урожая. Пересчет урожая в ц на га.

Тема : Роль прищипки огурцов на их урожайность .

Цель : влияние прищипки на увеличение урожайности .

Посев.

Агротехнические мероприятия.

Прищипка в фазе 4-го листа.

Наблюдение за развитием растений и появлением плодов.

Пересчет урожайности в ц на га.

Отдел полевых культур (100 м 2 ).

В отделе выращиваем зерновые и технические культуры. Полевые культуры выращиваем в системе севооборота.

а) занятый пар,

б) зерновые: пшеница, овес, кукуруза,

в) технические: сахарная свекла, подсолнечник.

Отдел семеноводства (20 м 2 ).

Здесь выращиваем морковь, свеклу, капусту с целью обеспечения семенами.

Отдел начальных классов (35 м 2 ).

Выращиваем: редис, морковь, свеклу, фасоль, огурцы.

1-е поле: корнеплоды (морковь, свекла);

2-е поле: овощи (огурцы);

3-е поле: капуста;

4-е поле: фасоль.

Цель : приучить учащихся к бережному отношению к растениям, привить навыки к простейшим приемам агротехники.

Цветочно-декоративный отдел (300 м 2 ).

Располагается перед школой. Выращиваются однолетние и многолетние цветковые растения. Высев семян проводят в апреле, мае.

Экологический отдел (100 м 2 ).

В данном отделе произрастает 25 видов растений.

Неровная дорожка.

Дендрарий.

Водоем.

Альпинарий.

Календарь сроков цветения.

Экологическая тропа.

Дарвинская площадка.

Коллекционный отдел (100 м 2 ).

Организуется по принципу значения растений в жизни человека, в нем выращивают растения, не вошедшие в коллекцию полевого и овощного отделов.

Цель коллекции : показать многообразие растений, что будет способствовать развитию интереса к ним, науке биологии, эстетическому воспитанию.

Делянки: 1,5 м 2 .

Дорожка: 0,5 м.

Этикетки: семейство, род, вид.

Насчитывается семейств: 8-12.

Необходимо выращивать лекарственные травы: ромашка аптечная, валерьяна лекарственная, девясил высокий, зверобой продырявленный, мать-и-мачеха, земляника лесная, ландыш майский, купена лекарственная, чистотел, подорожник широколистный, одуванчик. Технические: медоносные, кормовые, бахчевые, эфиромасличные. Раздел биологии (общая биология) - для демонстрации изменчивости листьев, стеблей, явлений наследственности. Пряные: мята, кориандр, салаты.

Плодово-ягодный сад (4500 м 2 = 45 соток = 0,45 га).

Видов - 7, сортов - 11. Сорта яблонь: антоновка обыкновенная, уэлси, славянка, грушовка московская, осенняя полосатая. Груши: тонковетка (3 шт.). Вишня: Тургеневская, полевка (5 шт.). Крыжовник: 2 куста. Черная смородина: 30 кустов (голубка - 20 шт., память Мичурина - 10 кустов).

Сады были посажены 35 лет назад. Обрезка проведена в 1994, 2002 годах.

В саду проводятся занятия по биологии с целью освоения курса по общей биологии «Наследственность и изменчивость».

Смородина дважды окопана и ухаживают за ней учащиеся разных классов.

Питомник (150 м 2 ).

Для питомника необходимы непереувлажненные почвы, так как переувлажнение способствует затягиванию и окончанию роста растений. В питомнике выращиваем: землянику садовую, древесные породы (ель обыкновенная, клен, ива плакучая, каштан конский).

Производственный отдел (1 га).

Цель : выращивание картофеля для обеспечения школьной столовой и удешевления питания учащихся .

Экологический отдел можно создавать на базе дендрария, постепенно проводя его реконструкцию путем размещения каждого вида с учетом его экологической ниши. Большую часть отводят для деревьев и кустарников, меньшую - для степных трав. С северной стороны сажают лиственницу, южнее - пихту, ель, сосну, затем - зона смешанных лесов, лиственные породы, создается модель экологического ряда деревьев, начиная с лесотундры и кончая лесостепью.

Должны быть теневыносливые и светолюбивые: пихта, липа, ели, клен, ясень, дуб, осина, береза, сосна, лиственница (здесь можно наблюдать внутривидовую борьбу).

Отдельно сажают рябину, черемуху, некоторые виды ив. Смородина красная любит затененные места, чем черная, а боярышник, шиповник, орешник любят освещенные места. В хвойных насаждениях выращивают чернику, бруснику, кислицу, грушанки, майник, папоротники, мхи, лишайники. В лесах смешанных и лиственных - ландыш, сныть, медуница, копытень и т. д. Размножить разные лесные грибы: белые, подосиновики, подберезовики, маслята, грузди, сыроежки, мухоморы. С южной стороны посадить травянистые растения открытых пространств: злаки, земляника зеленая. Желательно, чтобы были и лекарственные растения: облепиха не только лекарственна, но и улучшает почву. В пониженных местах размножают ольху, ивы, влаголюбивые травы, на возвышенных местах - засухоустойчивые виды. В этих местах не убирать листву, только сучья и сухую траву. В отделе должен быть муравейник (рыжие лесные муравьи), птицы, то есть продуценты, консументы, редуценты, четкие дорожки. Описание видов - природная и хозяйственная ценность. Не следует близко высаживать березу и сосну, так как они - антагонисты.

Дарвиновская площадка.

Площадку закладывают на открытом месте. Участок делят на ровные квадраты, между ними - дорожки, на квадратах снимают слой почвы - 40 см, дорожки без сорняков. Ветер и птицы заносят на площадку семена различных растений, которые буйно растут первые два года, затем однолетние сорняки сменяются двулетними и многолетними, появляются древесные растения. Квадраты заполняются разным материалом вровень с дорожками (контроль - не засыпается ничем), ботва, мазут, глина, разные виды навоза, песок, солома, макулатура, листья, опилки, стекло, битый кирпич, кора, резина, угольная порода, зола и т. д., никаких прополок, поливов, наблюдать появление растительности, животных.

Альпинарий.

Насыпать из грунта высокий холм, на него наложить беспорядочно камни гранита, слитки бетона, коряги. Если камней много, можно устроить гроты, пещеры, скалы, здесь учащиеся видят, какие растения растут у подножия, какие - на вершине, в промежутках между камнями. Альпинарий - убежище для животных.

Водоем.

Можно установить бак, рядом - скамейки, бревно, плакучие ивы.

Требуется на 1 сотку семян:

Морковь - 50 г.,

Свекла красная - 300 г.,

Лук - 100 г.,

Огурцы - 15 г.,

Редис, тыква, кабачки - 500 г.,

Укроп - 50 г.

Закуплено: свекла бордо - 173 г., морковь - 60 г., огурцы - 60 г., лук штугерт - 2 кг.

Инвентарь . Для работы на участке требуется инвентарь: лопаты - 30 шт., грабли - 15 шт., тяпки - 20 шт.; имеется в наличии: лопат - 10 шт., граблей - 4 шт., тяпок - нет.

Материал для проработки: трудовое обучение, экологическое образование, природоохранная работа, парники (овощи, цветы), питомники (плодово-ягодный, древесно-декоративный), видовой состав, цветочно-декоративное оформление, четко выделить отделы (юннатов, …), все исследовательские работы оформить с выводами и участием в выставках. Вести с апреля Дневники наблюдений. Заложить сбор лекарственного сырья, приобретение средств борьбы с вредителями, проведение инструктажей по безопасности труда.

Подготовить отчёт по итогам работы :

    Учебно-опытный участок.

общая площадь

отделы

цветочно-декоративный отдел (видов) -

питомник плодово-ягодных культур (что выращено)

древесный питомник

экологический отдел с дендрарием

цветочные часы

альпийская горка

наличие парников (сколько)

отдел юннатов

семеноводство

опытническая работа

Качество выращенной продукции.

картофель

свекла

морковь

капуста

огурцы

томаты

лук

кабачки

фасоль

чеснок

яблоки

зелень

Итого:

овощей -

картофеля -

фруктов -

Заготовлено:

варенья -

сухофруктов -

свежемороженых

фруктов -

Работа школы по охране природы.

изготовлено:

гнездовий -

кормушек -

высажено

деревьев -

кустарников

собрано

лекарственного сырья -

шишек -

кормов -

цветочных семян -

овощных семян -

посажено леса (га)

работа «зеленого патруля»

Натуралистический кружок в школе.

ФИО руководителя кружка

Наименование кружка

Состав кружка: всего юннатов, по классам

Теоретические вопросы, изучаемые в кружке

Практические дела кружка

Праздники, экскурсии, встречи со специалистами, с любителями природы, проводимые в кружке (сколько и на какую тему)

Опытническая работа и ее результаты

Итоги работы кружка

Наличие документации, отражающей работу кружка.

Район, школа

Тема исследовательской работы

Руководитель

Направление исследования (УОУ, лесничество, бригада)

Количество учащихся, вовлеченных в исследоват. деятельность

Форма подведения итогов (участие в семинарах, конкурсах)

Инструкция по охране труда учащихся на школьном УОУ.

Работать в рабочей одежде и обуви (халатах).

На УОУ запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

Переносить заостренные орудия труда (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении, рабочей частью вниз.

Орудия труда должны соответствовать возрасту и росту учащихся. Лейки используются вместимостью до 4 л.

Перед началом работы (занятий) на УОУ учитель в обязательном порядке должен провести с детьми инструктаж по безопасности труда.

Вскапывая землю лопатой, работают попеременно то с правой, то с левой ноги.

Во время работы на УОУ нельзя проводить прополку руками, либо делать это необходимо предельно осторожно.

При переноски земли соблюдай нормы, указанные учителем.

При переноске тяжестей равномерно нагружай обе руки.

Соблюдай указанный учителем ритм работы.

Во избежание переутомления делай в работе 10-минутные перерывы через каждые 20-30 минут.

Работая лопатой, следи за тем, чтобы она не ранила твои ноги.

Не бери в руки ядохимикаты.

Не ешь немытые корнеплоды, овощи, ягоды.

По окончании работы очисти инвентарь, вымой руки с мылом.

В случае травмы обратись к учителю.

Содержание работ на перспективу:

1. Организация отделов УОУ - апрель-октябрь
- оформление отделов май-июнь;
- выполнение плана агротехнических мероприятий - в течение года;
- выполнение образовательной программы на УОУ - в течение года;
- поддержание участков в хорошем эстетическом состоянии - в течение года;
- подготовка УОУ к приемке комиссией городского управления образования - 3-я декада августа;
- подведение итогов работы на УОУ - октябрь.
2. Выполнение учебных образовательных программ на УОУ школы
- организовать уроки с/х труда для учащихся 5-7 классов - сентябрь, май;
- летнюю трудовую практику;
- работу экологического отряда по озеленению микрорайона;
- изготовить гербарии растений по теме «систематика растений» для уроков биологии в 7 классе - июль-август;
- обновить гербарии растений по теме «корневые системы», «Соцветия»;
- заготовить корм для птиц (семян сорняков, ягод, дикорастущих деревьев и кустарников для зимней подкормки птиц) - август-октябрь;
- заготовить семена однолетних и двулетних цветочно-декоративных культур для проведения выставки-продажи семян - август-сентябрь;
- заготовить семена овощных, полевых, цветочно-декоративных культур для работы в следующем учебном году - август-сентябрь.
3. Организация летней учебной практики на УОУ
- совместно с администрацией школы составить график летней практики для учащихся 5-7 классов - апрель;
- подготовить инструктаж по правилам ТБ 1 раз с каждой группой учащихся на УОУ и ТБ при работе с с/х инвентарем;
- организовать практические работы учащихся во всех отделах УОУ - июнь-август.
4. Организация опытно-исследовательской работы на УОУ.
4.1. Провести практические работы с учащимися с учетом плана агротехнических мероприятий.
4.2. Обеспечить соблюдение ТБ, санитарии и гигиены при проведении с/х работ с детьми.
4.3. Провести опытные работы:
- размножение жимолости каприфоли зелеными черенками;
- размножение жимолости каприфоли путем черенкования с применением ростовых веществ;
- сортоизучение базилика;
- выращивание лилий из детки до луковицы;
- выращивание алиссума, петунии, табака рассадным способом;
- выращивание декоративных растений из семян (тысячелистник золотистый, тысячелистник малиновый);
- размножение магонии падуболистной семенами.
5. Организация массово-натуралистической работы.
Организовать и провести юннатские праздники:
а) «День птиц» - март;
б) «День земли» с трудовыми десантами в микрорайоне школы.
6. Организация экскурсионной деятельности.
Проводить экскурсии с учащимися школы по темам:
- Сезонные явления в природе;
- Видовое многообразие растений (коллекционный отдел);
- Новые с/х и цветочно-декоративные культуры на УОУ;
- Экологические группы растений;
- Экологическое состояние УОУ;
- Оформление цветников.
7. Организация производственной деятельности на УОУ.
Вырастить:
- рассаду цветов - 500 шт.;
- овощей - 300 шт.;
- рассаду растений для коллекционного отдела - 500 шт.;
- саженцев декоративных кустарников - 50 шт.;
- ягодных кустарников - 20 шт.
Посеять:
- семена магонии падуболистной для последующего озеленения пришкольной территории.
8. Организация работы по расширению ассортимента растений на УОУ.
- Расширить ассортимент видов в коллекционном отделе.
- Приобрести семена новых сортов и видов овощных культур.
- Расширить ассортимент цветов, декоративных деревьев и кустарников.
9. Провести инвентаризация зеленых насаждений школьной территории.
10. Изучение технологий выращивания новых культур в открытом грунте.
11. Организация просветительской деятельности.
Проводить консультации для учащихся, учителей, родителей по темам:
а) Вегетативное размножение комнатных растений и декоративных культур.
б) Выращивание рассады цветов и овощей.
в) Способы защиты растений от вредителей и болезней.
г) Новые культуры и технологии их выращивания.
д) Дизайн цветников.
е) Оформление территории УОУ.
Провести педпрактику для студентов биологического отделения естественно-географического факультета ВГПУ на базе школы - в течение года.
12. Организация работы по укреплению материальной и хозяйственной базы УОУ:
- изготовить 20 ящиков для выращивания цветочной и овощной рассады;
- подготовить садовый инвентарь к весенне-летним работам (лопаты, грабли, лейки, косу, секаторы, носилки);
- приобрести органические и минеральные удобрения;
- приобрести семена цветов, овощей;
- приобрести средства защиты растений от вредителей и болезней;
- выбрать место и выкопать компостную яму;
- подготовить систему водопровода к летней эксплуатации.

К средствам обучения обычно относят все материальные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе.

По сельскохозяйственному труду ими являются:

    учебно-опытным участок,

    оборудование и ручной инвентарь для работ по выращиванию растений в открытом грунте и в помещениях,

    живые растения в составе уголка природы,

    самодельные и заводского изготовления наглядные пособия - сноповой материал, наборы плодов и семян, гербарии, растительные коллекции, муляжи, таблицы, технические средства.

§ 1. Учебно-опытный участок начальной школы

Учебно-опытный участок является основным средством обучения младших школьников сельскохозяйственному труду. Он представляет собой земельную площадь, отведенную школе для постоянного использования в целях воспитания у детей интереса к сельскохозяйственному труду, привития им определенной системы первоначальных знаний, умений, навыков выращивания растений, формирования на основе опытнической работы творческого отношения к труду.

Организация учебно-опытного участка и работ на нем осуществляется в соответствии с утвержденным типовым «Положением об учебно-опытном участке общеобразовательной школы» (1986 г.).

В «Положении...» подчеркивается, что в городских школах в случае невозможности выделения учебно-опытного участка работы детей организуются на межшкольных участках, на учебно-опытном участке другой школы, станции юннатов, в Домах школьников, на участках горзеленхозов и других пригодных для выращивания культурных растений площадях.

Размер учебно-опытного участка зависит от многих факторов, в первую очередь от количества учащихся, их возраста, степени механизации работ, условий выращивания (с поливом или без него), от вида выращиваемой культуры. Для большинства видов растений норма на одного ученика I-II класса составляет 1 м 2 , II-IV классов-1,5 м 2. Под участок отводится земельная площадь, находящаяся, как правило, около школы. Это позволяет сократить расход времени на передвижение детей к месту работы.

По возможности участок должен быть расположен на ровной поверхности, защищен от господствующих ветров зданием школы или зелеными насаждениями, быть хорошо освещен, иметь постоянный источник водоснабжения, удобные подъездные пути.

Особенно велики требования к качеству почвы. В пределах участка она должна быть однородной по составу, структуре, питательности, обводненности, кислотности, глубине пахотного слоя. Для культур, предусмотренных программой для выращивания младшими школьниками, нужны легкие, высокоструктурные, плодородные, достаточно обводненные почвы с нейтральной или слабокислой реакцией среды, незасоренные. Глубина пахотного слоя должна быть не менее 30 см.

На отдельном участке начальных классов обязательно должны быть оформлены овощной, декоративный, плодово-ягодный и коллекционный отделы.

Соотношение отделов по площади неодинаково для разных типов школ. В сельской школе самую большую площадь занимает обычный отдел с овощами, в городской - цветник, декоративные кустарники и деревья. Вся площадь, кроме дорожек, распределяется на делянки размером примерно 0,7X1,0 м или произвольной длины. Вообще же ширина грядки должна быть такой, чтобы ученики, стоя сбоку, свободно доставали руками до ее середины.

Многолетние насаждения целесообразно располагать ближе к краям участка. Это будут культуры для III и IV классов. Ширина центральной аллеи составляет обычно 1,5 м, бо­ковых дорожек - 0,8-1,0 м со скатом к краям, поперечные дорожки между делянками - по 0,5 м, чтобы по ним можно было пройти нескольким ученикам. На легких почвах дорожки обычно протаптываются, на тяжелых прокапываются. При такой планировке участок красив и удобен в использовании. Высота грядок зависит от состава почвы, требований растения и других факторов. Чем легче и суше почва, тем грядки ниже. Некоторые растения лучше растут на грядках (например, корнеплоды), другие - на ровной площади (земляника садовая, капуста, томаты и др.).

Примерный план учебно-опытного участка четырехлетней начальной школы.

Декоративные травы (в обиходе чаще называемые цветами) обычно располагают в соответствии с общим планом озеленения территории школы, т. е. они могут быть вынесены за пределы учебно-опытного участка. Исключение составляет зеленая изгородь из кустарников, окаймляющая участок.

При ежегодном планировании площади посевов в первую очередь нужно учесть требование плодосмена. На одной и той же площади в каждом последующем году целесообразнее выращивать новые виды растений. Основное требование заключается в том, чтобы культуры принадлежали к разным ботаническим семействам. Этим ограничивается распространение специфических для семейства вредителей и болезней, обеспечивается более равномерный вынос питательных веществ из почвы.

Принятая на ряд лет очередность в смене культур называется севооборотом. Для колхозов и совхозов каждой местности наукой и практикой выявлены свои оптимальные севообороты, обеспечивающие получение высоких устойчивых урожаев без истощения почв района.

В школе целесообразно было бы использовать именно их. Однако для начальных классов наиболее распространенные в хозяйствах травопольные севообороты неприменимы. В овощном отделе можно рекомендовать следующее чередование культур в течение пяти лет:

Культуры

картофель

корнеплоды

корнеплоды

Картофель

картофель

Корнеплоды

картофель

корнеплоды

картофель

корнеплоды

Как видим, севооборот здесь пятипольный. По классам представлен следующим образом: горох выращивают ученики вторых классов, корнеплоды - третьих, остальные культуры - ученики четвертых классов. (Первоклассники овощных растений не выращивают.)

Посмотрим, что дает такой севооборот. В данном наборе культур картофель является самым требовательным к питательности почвы. Его выращивают по большой дозе удобрений в частности навоза и калийных солей. За одну вегетацию удобрения расходуются частично, поэтому за картофелем можно размещать культуры, которые не переносят свежего навоза, но требовательны к питательности почвы. К таким растениям относятся корнеплоды. Кроме того, почва после выращивания на ней картофеля - обычно хорошо очищается от сорняков в результате интенсивной междурядной обработки, развития мощной ботвы, которая затеняет и тем самым угнетает сорняки.

В коллекционном отделе работают учащиеся четвертых классов, выращивают растения, предназначенные для изготовления наглядных пособий для уроков природоведения и внеклассной работы. Чаще всего здесь представлены полевые, технические и другие культуры, типичные для сельского хозяйства данного района. Здесь же возможно выращивание лекарственных растений дикорастущих видов и других культур по программе общественно полезного труда.

При определении видового состава растений для класса надо учитывать, что необязательно все ученики должны выращивать одну и ту же культуру. Главное в том, чтобы учащиеся одного класса выращивали растения со сходной технологией, то есть осваивали умения и навыки одинакового порядка и уровня сложности, принимали одинаковое участие в планировании работ, расчете семенного и посадочного материала, разбивке делянок, подготовке почвы, ее маркеровке, посеве и посадке, уходе за растениями, в уборке и учете урожая, изготовлении наглядных пособий.

На территории учебно-опытного участка, кроме растений, располагают помещения для ручного инвентаря и инструментов, отводят специальное место для занятий с классом, снабженное сиденьями, столами и навесом. Наличие столов и навеса обеспечивает возможность использования такого зеленого Класса не только для проведения здесь занятий, но и для сушки урожая, размещения учебно-наглядных пособий и других целей. На участке должны быть парники и рассадники. Их размеры обычно меньше стандартных. Рассадники представляют собой гряды с высокими краями. Поперек гряд можно положить пленку, укрепив дополнительно ее края. В получившемся укрытии можно временно выращивать рассаду теплолюбивых культур.

На участке должно быть специальное место для хранения, минеральных и органических удобрений, приготовления компостов.

Среди ручного сельскохозяйственного инвентаря, который применяется в начальной школе, различают инвентарь индивидуального и группового использования. К первому относят лопаты, грабли, мотыги, совки для выемки рассады, ручные рыхлители, лейки, рулетки, шнуры, шагомеры. Ко второй группе относят тележки, носилки, маркеры, корзины, ящики для рассады и другое оборудование, которым обычно пользуются вдвоем. Весь инвентарь для сельскохозяйственного труда младших школьников должен быть облегченного и уменьшенного типа - более узкое и короткое полотно лопат, гребенок грабель. Все инструменты и оборудование складываются только чистыми.

Для оказания учащимся первой помощи при возможных травмах на участке обязательно должна быть аптечка.

Подбор культур для выращивания младшими школьниками:

Программа по сельскохозяйственному труду для учащихся I-IV классов дает большой список видов растений для выращивания. Из них необходимо выбрать один-два вида из каждой группы (овощных, декоративных, плодово-ягодных), руководствуясь следующими общими требованиями.

При подборе культур для разных классов большое значение имеет срок вегетации растений, определяемый скоростью роста и развития. Для учащихся I и II классов используются виды быстрорастущие, причем в I классе- декоративные растения, во II - овощные. Чаще всего это горошек душистый, настурция, ноготки, фасоль огнецветная, фасоль обыкновенная, горох посевной, бобы пищевые. Эти растения имеют крупные семена, которые обычно высевают прямо в открытый грунт.

Для учащихся III класса рекомендуются для выращивания виды, также обладающие быстрым ростом и развитием, но требующие другой обработки почвы и отличающиеся в остальных элементах технологии. В большинстве случаев это растения из группы корнеплодов - редис, морковь, репа, свекла, зеленные корнеплоды - петрушка, сельдерей и др. Из декоративных растений для этого класса подходят петунья, львиный зев, однолетние гвоздики и др.

В IV классе дети учатся выращивать растения рассадным способом, т. е. растения, имеющие длительный вегетационный период. Из группы овощных для данного класса программой рекомендуются томаты, огурцы, кабачки, баклажаны, капуста и др. Набор декоративных растений, размножаемых рассадным способом, чрезвычайно велик, из них в школе чаще используют астры, циннии, гвоздики, петунью, георгины однолетние и др.

Кроме семенного размножения, младшие школьники долж­ны научиться и некоторым способам вегетативного: стеблевыми черенками (черная смородина и другие ягодные кустарники, комнатные растения)-III класс, усами, делением куста (земляника садовая, декоративные многолетники открытого грунта» комнатные растения)-IV класс.

Тема «Работы в классе» в основном включает труд детей по выращиванию комнатных растений. Естественно, они не относятся к растениям учебно-опытного участка, но имеют свои особенности, которые необходимо учесть при выборе видов для младших школьников. Например, в 1 классе дети должны „усвоить основные правила ухода за комнатными растениями. Опыт показывает, что в этом возрасте учащиеся знают о необходимости полива растений, рыхления почвы, обмывания и обтирания растений и посуды, но делать это правильно в большинстве случаев не умеют. Поэтому для них комплектуется набор растений, .неприхотливых к условиям, с прочными стеблями, листьями, выдерживающих не столь осторожное обращение с ними. К таким относятся лимоны, аспидистры, сансевьеры, плющи, кливии и др.

Во II классе ученики выращивают комнатные растения из семян. Для этой цели подходят бальзамин комнатный, паслен комнатный, гиппеаструм и др. Кроме того, дети продолжают ухаживать за растениями, которые они выращивали в I классе.

В III классе учащиеся овладевают умениями размножать комнатные растения стеблевыми черенками, в IV - делением куста (или другими сходными несложными способами вегетативного размножения, но не стеблевыми черенками). В связи с этим для III класса целесообразно избрать такие виды, как традесканции, пеларгонии, колеусы, фуксии, плющи, сциндапсус, плектрантус, седумы и др., для IV - папоротники, корневищные бегонии, аспарагусы и т. д.

Таким образом, используя приведенные общие положения, учитель из всего разнообразия имеющихся растений сможет выбрать такие, которые позволят сформировать предусмотренные программой для данного класса растениеводческие знания и умения.

Учебно-опытный участок – специально оборудованная территория близ учебного заведения, представляющая собой совокупность определенных географических, ботанических и зоологических отделов, работа в которых способствует практическому закреплению теоретических агрозоотехнических знаний учащихся, т.е. это база для опытной работы. В частности, Я.А. Коменский указывал на необходимость создания при детских учебных заведениях небольшого сада, «куда следует иногда пускать учащихся и предоставлять им возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав», а Ж.Ж. Руссо считал садовые работы «важнейшим воспитательным средством».

В России один из первых школьных садов появился при Шляхетском корпусе в Санкт-Петербурге еще в XVIII в. и содержал коллекции лекарственных, культурных растений. Ботанический сад, созданный по системе К. Линнея, существовал и в Царскосельском лицее во времена А.С. Пушкина, где каждый воспитанник имел в нем свой собственный небольшой отдельный участок – садик. Бурный расцвет пропагандистского движения по садоустройству в учебных целях начался в 60-х гг. XIX в. (Н.И. Раевский), в частности были созданы школьные ботанические сады при Псковском (Н. Варнек), Белевском реальных училищах и Педагогическом музее военно-учебных заведений (Н.П. Животовский), колонии малолетних преступников в Охте (А.Я. Герд). По сохранившимся описаниям, это были миниатюрные ботанические сады, включавшие в основном дикорастущие растения, высаженные (высеянные) по семействам с учетом их эстетических качеств, экологических требований к местам произрастания. В конце XIX в. имели место попытки поднять культуру сельского хозяйства через сельскую начальную школу, для чего и использовались школьные сады. В 30-е гг. XX в. на основе обобщения опыта учителей начинает складываться система организации школьного агроботанического участка (Н.М. Верзилин «Агроботанический участок средней школы», 1935), позже расширенная до агробиологического, с элементами животноводства.

На современном этапе планирование пришкольного участка не сводится к элементам агробиологии. Его задачей является наиболее рациональное распределение территории между всеми структурными элементами работы учебного заведения, в том числе спортивной площадкой, игровой зоной для учащихся группы продленного дня, уголком отдыха, метеорологической площадкой и биологической частью. Для содержания участка в порядке целесообразно разделить его на территории-делянки, закрепляемые за отдельными классами. Ежедневно дежурные по классу убирают и сдают свой участок ответственному по школе. Для выполнения же сезонных работ (обработка почвы, посев, посадка, полив и т.д.) используются занятия по общественно полезному и сельскохозяйственному труду. Некоторые виды работы могут быть выполнены членами биологических кружков, учащимися, посещающими группу продленного дня, что необходимо учитывать учителю, ответственному за участок, при составлении подробного плана работ с указанием сроков их проведения.



На участке предполагается организация на отдельной территории отдела начальных классов, хотя нередко допускается и совместная форма работы на цветочно-декоративном, плодово-ягодном, отделе полевых, овощных культур. Вместе с тем методически правильнее первая форма ведения, что обусловлено повышенным, нежели у детей других возрастных групп, интересом младших школьников к такого рода работе.

На предварительном этапе освоения участка необходимо тщательное ознакомление с рельефом местности, свойствами почвы, имеющимися насаждениями и постройками. План участка создается с учетом природно-климатических условий, величины, конфигурации участка, его «специализации» (сад, парк и т.п.), расположения школьного здания, ориентированности по отношению к солнечному свету, окружающим жилым постройкам, прилегающим зеленым насаждениям. При этом необходимо учитывать основное правило экологического дизайна: стремление подражать естественному состоянию растений в мире природы – в глубине, месте скопления воды, можно устроить водоем, рокарий (сад камней).

План пришкольного участка доводится до сведения школьного совета и администрации школы, после чего приступают к разбивке отделов участка, площадок, дорожек. Основной этап освоения участка заключается в подборе культурных и дикорастущих видов растений, которые адаптированы к условиям данной местности (с помощью биолога, агронома); определении количества посадочного материала для изгородей, парковой части и т.п.; планировании цветников; обработке почвы для посадки; обустройстве по возможности искусственного водоема, альпинария и т.д.



В дальнейшем целесообразно проводить следующие виды работ: 1) уроки-экскурсии по междисциплинарным (стержневым) темам: «Растения», «Животные», «Сезонные изменения» в природе, «Экология города», «Общая биология» (для средней школы) и т.п.; 2) уроки-экскурсии при изучении интегрированных курсов естествознания с экологической направленностью; 3) практические занятия в разделе «Растения»; 4) выполнение самостоятельных наблюдений (фенологических) при изучении сезонных явлений, роли отдельных компонентов в жизни агроценоза; 5) выполнение летних заданий по естествознанию учащимися начальной и средней школы; 6) практические занятия и экскурсии с младшими школьниками.

Данный отдел в целом способствует успешному овладению детьми первоначальными знаниями о природе, сельском хозяйстве, некоторыми специальными трудовыми навыками, развитию творческого отношения к труду.

Выбор сельскохозяйственных культур определяется местными условиями и учебными программами. Однако к нормативным подразделениям данной территории и деятельности можно отнести: 1) выращивание цветочных, в том числе однолетних цветочно-декоративных (мак, цинию, бархатцы, астры), и бобовых растений, корнеплодов (редис, свекла, морковь) и проведение простейших опытов с ними; 2) черенкование смородины и других растений; 3) выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений (в ящиках, грунте), их посев и посадка, уход за плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, работа с многолетними цветами, практика по размножению растений отводками и делением куста. То есть на школьном учебно-опытном участке для начальной школы должны быть следующие отделы: овощной, плодово-ягодный (плодовый сад), цветочно-декоративный, коллекционный.

При организации работы на пришкольно-опытном участке необходимо иметь инвентарь, позволяющий осуществлять все операции от подготовки почвы до уборки урожая, который, учитывая особенности возраста, должен быть облегченным. Инвентарь размещается на вешалках и подставках, три этом требуя систематической очистки и ухода (в том числе очистки и смазки после окончания сезонных работ).

При этом работа детей в каждом отделе участка имеет свои особенности.

1. Выращивание цветочно-декоративных растений.

Данная тема предполагает работу как непосредственно на пришкольно-опытном участке, в оранжерее, теплице (высаживание георгинов, пионов и др.), так и в классе (уголке живой природы, кабинете биологии) с комнатными растениями при обязательном хорошем освещении. Поэтому рекомендуется обустраивать уголок живой природы и рабочее место в светлой части комнаты, ближе к окнам.

Параллельно рекомендуется проведение следующих опытов с цветочно-декоративными растениями: влияние света на образование хлорофилла в листьях, затемнения на величину листьев, пикировки на развитие сеянцев при выращивании летников рассадой, удаления отцветших цветков и соцветий на продолжительность цветения (календула, бархатцы, виола, кампанула, эшшольция, львиный зев, люпин, левкой), количества и сроков внесения удобрений на начало и продолжительность цветения летников; изучение сортов астр, флоксов и других дикорастущих растений и их культивирование на участке (лекарственных, красивоцветущих), насекомых-опылителей определенных групп растений и т.д.

2. Выращивание овощных культур.

Необходимо начать работу с предварительной беседы о весенних явлениях в природе, сезонных занятиях людей – о начале посевной кампании и ее значении для сельского хозяйства, сроках и специфике посева отдельных культур. Занятия можно провести как в классе, так и непосредственно около делянок. Желательно предварительно разделить весь сообщаемый материал на блоки: теоретический, который можно предварительно сообщить, и практический, требующий наглядных, конкретно-практических операций.

Для проведения занятий необходимо иметь семена (гороха, моркови и других овощных растений), ведра для переноски перегноя, песок для смешивания (например, с семенами моркови), мерки (палочки соответствующей длины – на начальной стадии), маркер или шнуры, этикетки.

Перед проведением посева учитель сообщает минимально необходимую информацию о высаживаемом виде. Работа с любым высаживаемым видом осуществляется поэтапно: а) общая подготовка к практической работе; б) сведения о растении: например, горох – хладостойкое растение (температура прорастания семян 2 °С), требовательное к влаге; срок высадки семян – конец апреля – начало мая; способ посадки – двухстрочными лентами. После проведения вводной беседы учитель показывает приемы посева культуры с последующим закреплением освоенной техники детьми на своих делянках; в) показ учителем (при этом необходимо учесть, что расстояние между бороздками для низкорослых сортов – 20 – 30 см, высоких – 40 см, между растениями в грядках – 2 – 3 см): при работе с горохом при помощи маркера на делянке взрослым проводятся бороздки глубиной 5 – 6 см, проводится объяснение и показ порядка проведения сева (приемов посева семян); г) первичное закрепление: два ученика повторяют показанные учителем операции (убедившись в усвоении детьми техники посева, взрослый предлагает перейти к фронтальной работе); д) фронтальная работа; е) фиксирование учащимися в дневниках результатов наблюдений: даты посева, появления всходов (при этом отдельные всходы засушиваются и приклеиваются в качестве иллюстраций к работе), сроки выполнения всех работ; ж) во время сбора урожая необходимо еще раз обратить внимание детей на особенность значимых для человека питательных частей растения (например, корнеплодов свеклы и моркови), время жизни растения (двулетние – в первый год образуются корнеплоды, на второй – семена).

Конечная цель работы в I классе – усвоение детьми на практике основных правил ухода за растениями.

3. Выращивание плодово-ягодных культур (II – III классы (III – IV классы)).

Работа по данному направлению предполагает рассмотрение ряда тем:

III класс (пропедевтически в I и II классах): а) подготовка к посадке черенков ягодных культур (смородина); б) высадка черенков с последующим поливом и мульчированием; в) уход за посаженными черенками.

IV класс: а) подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев; б) посадка ягодных, декоративных кустарников; в) размножение плодовых и цветочно-декоративных растений делением куста; г) высадка на постоянное место укорененных розеток земляники; уход за ней.

4. Фенологические наблюдения на учебно-опытном участке.

Фенология – система знаний о сезонном развитии природы, а наблюдения за периодическими (сезонными) явлениями в жизни последней называются соответственно фенологическими: появление первых проталин, прилет птиц, начало сокодвижения у растений, начало и конец цветения, вегетации, созревание плодов и семян, начало листопада, наступление заморозков и др. Это элементарная и самая распространенная форма работы с детьми любого возраста, не требующая длительной предварительной подготовки и обустройства конкретного места.

В частности, в зависимости от результатов фенологических наблюдений рекомендуются следующие виды сельскохозяйственных работ: 1) зацветание вербы – начало обработки почвы и посева ранних овощей (моркови, петрушки, репы, лука, укропа), выборочный посев овса, гороха; 2) начало цветения черемухи – посев льна, ячменя, яровой пшеницы, свеклы; 3) начало зеленения березы – высадка рассады брюквы, ранней капусты, ранних сортов картофеля; 4) зацветание черемухи – массовая посадка картофеля, высев в грунт декоративных растений (душистого горошка, астры); 5) зацветание желтой акации – начало посева огурцов, фасоли, гречихи; 6) зацветание озимой ржи – начало сенокоса, заготовки силоса; 7) определение начала и конца активной деятельности вредителей, сроков их появления, наиболее уязвимые моменты жизненного цикла.

По материалам фенологических наблюдений желательно составить календарь природы своего района, области (для чего необходимо иметь данные не менее чем за 5 лет).

5. Опытно-практическая работа на пришкольном участке.

Данный вид работы является обязательным в рамках деятельностного подхода к обучению. Его задача – установление влияния экологических факторов на жизнь растений и животных, условий и приемов воздействия на урожай. Любая работа предполагает наличие опытных и контрольных вариантов, в соответствии с чем и будет осуществляться сравнение: например, опытная делянка растений, подкармливаемых удобрениями, и контрольная – без подкормки. Различается единичная работа – при вычленении изучаемого фактора из общего комплекса действующих («принцип единственного различия») и комплексная (проверка действия системы факторов); оцененная с помощью измерений (биологический метод) и органов чувств (органолептический).

Эффективность опытной работы зависит от ее правильной организации. Постановке опыта должен предшествовать подробный план с указанием следующих моментов: схематический план участка, размещение культур; схемы полевых опытов; перечень основных наблюдений; примерные сроки и порядок выполнения работ; потребность в инвентаре, семенах, удобрении.

Для получения достоверных данных опыт следует проводить параллельно на 5 – 6 однотипных делянках (желательно в течение нескольких лет); для цветочных и декоративно-лиственных видов срок исследования должен быть не менее двух лет в нормальных условиях роста.

Экспериментально-опытными считаются те растения, которые выращиваются в одинаковых условиях, поэтому находящиеся на краю опытной делянки являются «защитными» и при обработке результатов не учитываются. Для точности эксперимента агротехнические приемы по уходу за почвой и растениями должны быть едиными во всех вариантах опыта, как и качество, и количество посадочного материала.

В целом предъявляются следующие требования к проведению опытной работы на экспериментальной и контрольной делянках:

а) подбор для сева, высадки растений, семян, одинаковых по качеству: плодовые саженцы должны быть здоровыми, на однородных подводках, одинаковыми по развитию – толщине штамба и корневой шейке, высоте, количеству и длине веток; выборка молодых и плодоносящих деревьев осуществляется по диаметру штамба и кроны (с учетом высоты последней);

б) одновременность проведения работ: одинаковые сроки, условия (смачивание опытных семян в растворе солей, контрольных – в воде);

в) одновременное проведение как на опытной, так и на контрольной делянке прополки, рыхления, полива и других видов агротехнических работ, в том числе и сбора урожая;

г) качественное и количественное изучение влияния факторов на растения; для такого рода комплексных опытов выделяется больше двух делянок, например: при изучении влияния полива на урожайность – первая делянка без полива (контроль), вторая – два полива (I вариант), третья – три полива (II вариант) – при этом все варианты в схеме опыта обозначаются номерами с четким различением нумерованных делянок на местности;

д) соблюдение условия равенства делянок при выборе участка; не следует занимать территорию на крутом склоне, хотя допускается использование пологих склонов без явной эрозии почвы;

е) обязательный учет результатов опыта, например роста и плодоношения растений, условий среды; при этом наблюдения за растениями условно делят на две группы – проводимые надо всеми опытными образцами (выход продукции, ее качество – дички, саженцы, урожай) и типичными, специально выделенными в количестве не менее трех с каждой делянки (динамика роста, формирование урожая);

ж) для получения сравнимых данных необходимо: при описании отбирать одновозрастные и одновременно посаженные растения, их параметры должны соответствовать биологическим особенностям вида, описание декоративных растений следует проводить в период их полного цветения; при оценке признаков используется пятибалльная система: «5» – высшая степень выраженности того или иного признака (махровости, повреждения вредителями и т.п.), «0» – полное отсутствие признака.

К сожалению, в последние годы в большинстве городских школ (из-за плотности застройки, изменения ощущаемого взрослыми и детьми «статуса» горожанина) такая форма работы сведена к нулю, хотя именно ее деятельностно-практический аспект позволяет школьникам лучше усвоить изучаемый природоведческий материал. На небольших земельных участках нет реальной возможности для размещения учебно-опытных площадок, парников, теплиц, а минимум учебного времени и перегруженность детей не позволяют полноценно проводить такого рода трудоемкую работу по уходу за растениями.

Выращивание овощных, плодово-ягодных культур на пришкольном участке неприемлемо в условиях города в связи с экологической ситуацией, в селе же возможно провести наблюдения дома. Поэтому при планировании современных пришкольных участков предпочтение отдается дикорастущим растениям и цветочно-декоративным культурам, которые могут быть объектами для проведения простейших опытов по выявлению характера влияния удобрений, подкормки, величины светового дня, влажности, температурного режима и других факторов на рост растений. Возможно проведение следующих форм работы: сравнение естественных и искусственных сообществ и выявление коэффициента их общности; экологический мониторинг; наблюдения за растениями, насекомыми, птицами, дождевыми червями. Поэтому наиболее целесообразной, по мнению Н.А. Пугал, является организация отделов биологической части пришкольного участка: 1) коллекция растений, приспособленных к разным экологическим условиям; 2) коллекция растений с разными морфологическими особенностями; 3) «живой гербарий»; 4) коллекция лекарственных растений; 5) коллекция дикорастущих растений; 6) дарвиновская площадка; 7) дендрарий; 8) питомник древесных пород и кустарников; 9) парковый цветочно-декоративный отдел.

Представленный выше комплекс возможных работ в различных отделах учебно-опытного участка отражает деятельностно-практический характер работы младших школьников в курсе «Окружающий мир» и нацелен на интеграцию естественно-научных и сельскохозяйственных основ обучения.