Способы и приемы страховки самостраховки. Предупреждение травматизма и обеспечение страховки при проведении физкультурных занятий
Под страховкой следует понимать совокупность средств, применяемых во время занятий по гимнастике с целью предупреждения спортивного травматизма. Но на этом не исчерпывается содержание понятия страховки. В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений она становится неотъемлемой частью методики обучения и тренировки. Надежная страховка создает благоприятные условия для уверенного выполнения самых сложных упражнений. Страховка - это готовность учителя или тренера своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.
Одним из важнейших методических приемов обучения гимнастическим упражнениям является помощь. Она содействует более быстрому овладению технической сложностью гимнастических упражнений, помогает гимнасту создать правильное двигательное представление и сформировать навык. Помощь следует оказывать умело, подбирая нужный момент и приложив необходимые физические усилия. Умело оказанная помощь придает ученику уверенность в своих силах. По мере овладения учеником конкретными упражнениями помощь со стороны обучающего уменьшается до полного ее прекращения. К основным разновидностям физической помощи относятся: «проводка» по пути движения; подталкивание; поддержка.
«Проводка» по пути движения - это форма помощи от начала упражнения до его окончания. Усилия учителя, тренера должны отвечать характеру упражнения и степени овладения им учащимся. Используя «проводку», преподаватель не должен целиком подменять действия самого ученика.
Подталкивание - это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по ходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.
Поддержка - один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще недостаточно развито. Используя поддержку как методический прием обучения, учитель, тренер придерживают тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статических упражнений. Например, поддержка является важным методическим приемом обучения маха дугой с поворотом на перекладине или брусьях разной высоты, поворота кругом махом вперед на параллельных брусьях. При этом очень важно зафиксировать положение тела в самой высшей точке. Поддержкой пользуются также во время выполнения сложных статических упражнений-упора руки в стороны на кольцах - «креста» - или горизонтальных висов и упоров спереди и сзади на кольцах и параллельных брусьях. В этих случаях поддержку применяют для облегчения упражнения и фиксации тела в нужном положении.
Удельный вес разных приемов страховки и помощи зависит от характера изучаемого упражнения, индивидуальных особенностей гимнаста, уровня его физической и технической подготовленности, а также индивидуальных особенностей страхующего (рост, физическая сила, скорость реакции и пр.). По мере роста уровня технической и физической подготовленности помощь, проведение и поддержку уменьшают, а затем прекращают совсем, заменяя ее страховкой. Следует помнить, что самостоятельное выполнение упражнений является действенным методом воспитания у гимнастов уверенности, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Поэтому не следует чрезмерно опекать учеников и лишать их какой-либо самостоятельности, надо умно и умело применять способы предупреждения травматизма.
Для того чтобы правильно применить приемы страховки и помощи, надо знать и строго придерживаться следующих требований:
Во время занятий объяснять учащимся, где могут быть срывы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнения.
Хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая гимнасту.
Во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения.
Выбирать правильные способы и приемы страховки и помощи, учитывая характер упражнений, уровень физической и технической подготовленности гимнаста.
Учитывать индивидуальные особенности гимнаста.
Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустойчивыми подставками.
Широко применять для страховки ручные и подвесные пояса-лонжи, тренажеры, поролоновые ямы (последние в настоящее время занимают ведущее место в учебно-тренировочном процессе).
Применять индивидуальные и групповые страховки в меру необходимости.
Избегать мелкой и лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.
Самостраховка - важный элемент учебно-тренировочного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно принимать решения и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизменить упражнение, чтобы облегчить силу падения во время срыва. Например, во время выполнения стойки на руках или на плечах на брусьях в случае падения вперед гимнаст должен сделать кувырок в сед ноги врозь.
Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче гимнаст овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по гимнастике должен воспитывать у учеников навыки самостраховки. Эти задачи успешно можно решать с помощью акробатических упражнений. Надо научить учеников делать кувырки вперед и назад из любого положения. Это дает возможность во время неудачного выполнения соскока или падения облегчить приземление, исполняя кувырок. Самостраховка играет особую роль на поздних этапах учебно-тренировочной работы, когда гимнаст выполняет упражнения самостоятельно.
Изучение приемов страховки и помощи. Обучение гимнастов приемам страховки и помощи является составной частью учебно-тренировочного процесса. Каждый гимнаст должен научиться страховать и помогать товарищу во время изучения сложных гимнастических упражнений. Помогая товарищу, гимнаст более вдумчиво относится к процессу обучения, старается осознать технику и структуру упражнения, четко представить разные параметры движения (направление, амплитуду, необходимые усилия и т. д.). Кроме того, ошибки, допущенные товарищем, в некоторой степени предостерегают страхующего.
Обучение приемам страховки совершается параллельно с овладением гимнастическими упражнениями. Формирование навыков страховки и помощи должно осуществляться под строгим контролем учителя при сознательном и серьезном отношении спортсмена к этому делу. Сначала страхует учитель, а ученик выполняет роль дублера. По мере того как ученики овладевают навыками страховки и помощи, они выполняют основную страховку, а учитель их дублирует. В отдельных случаях, когда исполняемые упражнения безопасны, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Кстати, самостоятельная страховка значительно повышает ответственность учеников и является надежной защитой от травм.
Обучая приемам страховки и помощи, надо обращать внимание учеников на строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других способов предостережения травм, т. е. требовать высокого уровня учебной дисциплины, правильного отношения к подготовке места занятий, придерживаясь правил врачебного контроля и самоконтроля, санитарии и личной гигиены, а также правильного режима отдыха, питания и т. д. Учащиеся педагогических училищ овладевают навыками страховки и помощи на каждом практическом, а также на специально организованных для этого занятиях.
Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма
В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гимнастов и эффективной мерой предупреждения травматизма.
Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражнения захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.
Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе формы страховки применяются на начальных этапах обучения наиболее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индивидуальная страховка осуществляется преподавателем или однии из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непременным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается.
Наличие разнообразных страховочных средств в большинстве случаев позволяет применять индивидуальную страховку. Групповая страховка применяется реже.
Для обеспечения страховки используются специальные и технические средства. К специальным относятся: ладонные накладки - полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на пальцы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и перчатки - используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежности страховки; поролоновая яма или система «трамплин - поролоновая яма - батут» - помогает осваивать упражнения со сложными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут устанавливают на уровне пола. На его металлическую раму и амортизаторы укладывают маты. К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других упражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучивании акробатических упражнений и др.
Страховка и помощь тесно взаимосвязаны и на начальных этапах обучения новому упражнению часто подменяют друг друга.
Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изучаемом упражнении, быстрому овладению техникой его исполнения и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других способностей.
Различают следующие виды помощи: проводка - действия тренера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или отдельной его части, фазе; фиксация - задержка гимнаста педагогом в определенной точке движения; подталкивание - кратковременная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддерж ка - кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка - кратковременная помощь гимнасту при выполнении поворотов; комбинированные приемы - использование различных приемов, применяемых одновременно и последовательно; серийные приемы - используются в соответствии с построением комбинации: подталкивание - поддержка, поддержка - подталкивание, подкрутка - подталкивание и т.д.
По мере овладения упражнением степень приложения физических усилий педагогом уменьшается, а затем прекращается вовсе и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя злоупотреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них самостоятельного выполнения упражнений.
При осуществлении страховки необходимо: знать технику исполняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать место для страховки; применять правильные способы и приемы страховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учеников (физическую, техническую и психологическую подготовленность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же в Ремя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми подставками, с которых осуществляется страховка, ставить на страховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и степени технической подготовленности обучаемого.
При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения исамостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвращения возможной травмы можно прекратить выполнение упражнения или изменить его, создать дополнительную опору, перехватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занимающихся правильно приземляться во время падения. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенствования их исполнения.
4.5. Обучение приемам страховки и помощи
Каждое гимнастическое упражнение требует особых приемов страховки, помощи и самостраховки. При обучении этим приемам исходят из правильной техники выполнения упражнений и возможных ошибок. Эти приемы изучаются одновременно с освоением гимнастических упражнений. Педагог показывает и объясняет и. п. страхующего у снаряда, правильную стойку, способ захвата и действия в случае выполнения упражнения с ошибками, затем практически отрабатываются приемы страховки и помощи. Кроме практических действий, перед каждым подходом для страховки следует спросить страхующего, как он будет ее осуществлять. Действия страхующих преподаватель всегда должен держать в поле зрения. Лишь после прочного овладения навыками можно доверить осуществление самостоятельной страховки и помощи, обращая внимание страхующих на строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других мер предупреждения травматизма.
Обязательное обучение занимающихся приемам страховки и помощи диктуется тем, что преподаватель не может сам обеспечить их при проведении занятий с несколькими группами. Навыками страховки и помощи должен владеть каждый занимающийся гимнастикой. Студенты физкультурных учебных заведений овладевают ими на практических занятиях.
Обеспечение страховки и помощи воспитывает у занимающихся чувство ответственности за это поручение и профессиональную компетентность.
В вольных и акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного пояса. При страховке веревки держатся свободно, а в случае ошибочных действий гимнаста, при угрозе падения они быстро натягиваются. Безопасность выполнения сложных упражнений достигается применением для этого поролоновых ям и матов, «обкрутки» в руках педагогов.
В упражнениях на бревне страхующий передвигается вдоль бревна в готовности в любой момент потери равновесия исполняющим упражнение подать руку, гимнастическую палку или поддержать при падении, неудачном соскоке. При наскоках на снаряд страховка оказывается у места отталкивания, а при соскоках сбоку гимнастка поддерживается в области спины и живота. В работе с начинающими рекомендуется страховать вдвоем с обеих сторон бревна. Нельзя в процессе страховки захватывать занимающегося за ноги.
В упражнениях на высокой перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страховка осуществляется сбоку под снарядом и передвигаясь на небольшое расстояние вперед и назад в зависимости от направления и характера движения гимнаста. Возможны быстрые переходы на другую сторону (делать надо это очень умело), так чтобы не помешать выполнению упражнения. При соскоках надо быстро переходить к предполагаемому месту приземления. Страховка может оказываться стоя на возвышении или с помощью подвесного пояса.
В упражнениях на низких и средних брусьях страховка осуществляется руками из-под жердей. На низких брусьях при страховке детей и при оказании помощи в исполнении некоторых статических элементов можно держать руки и над жердями. Другими средствами страховки являются поролоновые маты, подвесные пояса, возвышения, подставки различного рода и др.
В опорных прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, страховка оказывается стоя спереди и несколько сбоку от места приземления; гимнаст поддерживается или двумя руками за плечо, или одной рукой за предплечье, другой - за плечо или под грудь. При страховке боковых прыжков место страхующего - впереди снаряда со стороны опорной руки. При выполнении прыжков переворотом и более сложных ему надо стоять сбоку и поддерживать под спину и плечо либо под грудь и спину.
27 вопрос
Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп
На основании медицинского заключения все школьники распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную.
К основной медицинской группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. Им разрешаются занятия в полном объеме по программе физического воспитания, а также тренировочные занятия и участие в соревнованиях по гимнастике и другим видам спорта.
К подготовительной медицинской группе относятся школьники, не имеющие существенных отклонений в состоянии здоровья, но слабо физически подготовленные. Они занимаются по школьной
программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений (в зависимости от характера и степени отклонений) и дифференцированного дозирования нагрузки. Программный материал они осваивают постепенно; нормативы, по которым определяется их успеваемость, разрабатываются учителем индивидуально, с учетом имеющихся у каждого из них отклонений в состоянии здоровья. Занятия в каких-либо секциях им не разрешаются, но настойчиво рекомендуются дополнительные занятия в группах специальной физической подготовки или самостоятельно. Для них составляются индивидуальные комплексы упражнений, направленные на расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие силы, координации движений и быстроты, гибкости, выносливости, внимания, памяти на движения, воли и др.
При улучшении состояния здоровья, физической подготовленности учащиеся переводятся в основную медицинскую группу. Обычно школьники основной и подготовительной медицинских групп занимаются вместе. Это, безусловно, усложняет работу учителя, поэтому приходится изыскивать такой способ организации совместных учебных занятий, который бы в меньшей мере снижал их качество. Однако в любом случае дети подготовительной группы должны чувствовать себя наравне со всеми, и излишняя опека может снизить их активность.
Наибольшее внимание уделяется учащимся со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Эти отклонения обычно не мешают выполнению учебной работы по другим предметам, но являются противопоказанием к занятиям физической культурой по школьной программе. Такие дети определяются в специальную медицинскую группу. С большей частью этих школьников (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Меньшая часть детей (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной гимнастикой в лечебно-профилактические учреждения.
Поскольку возраст, характер и степень проявления болезни, Уровень адаптации к физическим нагрузкам у каждого ребенка различны, то комплектование групп рекомендуется вести по возрастному принципу с учетом особенностей заболеваний. Объединение в одну группу школьников, страдающих различными заболеваниями, допустимо и целесообразно, так как характер приспособления здорового организма и с отклонениями к физической нагрузке во многих отношениях сходен. Однако необходимо осуществлять индивидуальный подход в подборе упражнений и Методике их выполнения, учитывать влияние изучаемого упражнения на лечение заболеваний, показания и противопоказания (табл. 4).
Ответы на вопросы по Всеобщей истории 9 класс 2005-06г.
Шпаргалка >> ИсторияЭтому тексту материалы - другие варианты ответов , краткие фрагменты публикаций и др. ... афиняне посещали гимнасии, где занимались гимнастикой . Греки были образованными людьми – ... отказывались от проявления враждебности. В ответ рабочие стали создавать отряды “ ...
Ответы по истории религии
Реферат >> Религия и мифологияДостаточно сложным, дискуссионным и ответ на него зависит во многом... можно в принципе дать два взаимоисключающих ответа : религия появилась вместе с человеком... тела»: соблюдение строжайшей диеты дыхательная гимнастика , привлекающая в организм животворящий эфир...
Виды гимнастики
Курсовая работа >> Физкультура и спортТакое и получите кучу самых разных ответов . Даже если спрашивать у специалистов. И почти... , но выполняемые не так, как гимнастика
При проведении физических упражнений необходимо уделять особое внимание профилактике травматизма.
Действия воспитателя, связанные с предупреждением травматизма, называют страховкой. Эффект страховки достигается строжайшим соблюдением принципов обучения воспитания. Условием предупреждения травм являются: систематичность занятий, доступность учебного материала, прочность овладения им и т.д. Профилактика травматизма достигается также разумной дозировкой физических нагрузок, хорошей дисциплиной детей. Рациональной организацией выполнения упражнений. Но при выполнении некоторых упражнений все же возникает необходимость в страховке (непосредственное предупреждение падений, поддержка, удержание и др.). Такой страховкой должны сопровождаться обязательно прыжки в высоту с разбега, ходьба по бревну и др.
Профилактическими мерами предупреждения травм являются: предварительная проверка мест занятий, оборудования, безопасное размещение детей при выполнении физических упражнений (метание на дальность).
Страховка может быть связана с помощью (при ходьбе по бревну держать ребенка за руку). Но этим не следует злоупотреблять, чтобы не затормозить воспитание смелости, самообладания, выдержки.
Структура и содержание.
Структура физкультурного занятия включает:
I. Вводная часть
Цель: настроить детей на занятие, организовать детей, собрать внимание, подготовить организм к большей физической нагрузке.
II. Основная часть.
Цель : формирование двигательных умений и навыков, формирование физических качеств
1. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.
2. Основные упражнения.
3. Подвижная игра.
III. Заключительная часть.
Цель: снизить физическую нагрузку, подвести итог.
1. Типы занятий.
Занятие традиционного типа, которое может носить обучающий, смешанный и вариативный характер Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом (обучение спортивным играм и упражнениям, знакомство с правилами, содержанием, техникой видов движений и т. д)
Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материла.
Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).
Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыкальное сопровождение с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений этих занятиях не проводится, так как весь программный материал должен быть хорошо знаком детям. Во время занятий у детей развиваются музыкально-эстетические чувства.
Занятие по интересам направлено на развитие двигательных способностей и творчества детей, где им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями. Например, физкультурный зал может быть разбит на несколько игровых зон, в каждой из которых расположены разные физкультурные пособия;
1-я зона: мячи разных типов и размеров; набивные (весом 0,5 кг); массажные; теннисные: мячи-шары и т. д.;
2-я зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли и т.д.;
3-я зона: полоса препятствий (гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, батуты);
4-я зона: тренажеры разных типов («Велосипед», «Бегущая дорожка», диск «Здоровье», детский эспандер и др.)
5 зона: комплект для спортивных(бадминтон, городки, теннис, мяч),
Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать любую зону и выполнять произвольные движения с пособиями. При этом он оказывает помощь: напоминает, как пользовать ся пособием, предлагает вариативность выполнения задания и т. д. Через 5-6 минут звучит музыкальный сигнал, и дети меняются зонами, самостоятельно выбирая любую из них. В течение занятия дети проходят все игровые зоны.
Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей, включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.
Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.
Сюжетно-игровое занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка; оно состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Спортсмены», «Зоопарк», «Рыбаки» и т. д.). Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.
Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями и т.д. На занятиях может осуществляться работа на тренажерах («Велосипед», «Бегущая дорожка», «Гребля» и др). Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки,
Тематическое занятие проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол, бадминтон. На занятиях этого типа важно добиваться хорошего качества выполнения заданий.
Занятие комплексного характера (синтезирование разных видов деятельности). Как правило, используются игровые упражнения типа: «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».
Контрольно-проверочное занятие - своеобразный итоговый зачет, направленный на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств. В таких занятиях участвуют воспитатели групп и методист. Основная цель: выявление ошибок в технике выполнения движений и их устранение. Воспитатели заранее составляют протоколы оценки физических качеств и двигательной подготовленности детей с учетом коэффициента двигательного развития каждого ребенка. В течение года занятия такого типа проводятся не менее трех-четырех раз, желательно в начале и в конце учебного года. Результаты, зафиксированные в протоколах, анализируются, что дает возможность проследить динамику освоения детьми основных видов движений и развития физических качеств.
Известно, что на занятиях школьников физической культурой, и на тренировках нередки случаи травматизма. Еще больше травм происходит в быту. Большинство из них,на первый взгляд кажутся случайными: поскользнулся в прыжках, беге или игре; неудачно упал, катаясь на коньках, лыжах или санках; неловко приземлился при спрыгивание и т.д. приемы самостраховки при выполнении наиболее распространенных упражнений, чреватых опасностью травматизма.
Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовкой школьников и недостаточным вниманием тренеров и учителей физической культуры к упражнениям, развивающим навыки самостраховки. Эти упражнения несложны, доступны и нужны практически всем детям, а в особенности тем, кто занимается видами спорта, связанными с неожиданными или преднамеренными падениями (гимнастика, акробатика, борьба, футбол, волейбол и др.)
Однако наивно думать, что, разучив 10- 20 специальных упражнений, мы уже застраховали детей от травм. Преградой тарвматизму они станут только при регулярных повторениях усложняющихся заданий и выполнении их уверенно, четко, на высокой скорости. Ниже предла гаются приемы самостраховки при выполнении наиболее распространенных упражнений, чреватых опасностью травматизма
Иногда при падениях вперед школьники получают различные травмы рук, лица, груди. Происходит это чаще всего с теми, у кого слабые руки и недостаточно развита ловкость.
Упражнения для амортизации падений сгибанием рук.
Этот способ самостраховки применяют при падениях на месте или с небольшой поступательной скоростью движения. При обучении падениям используют поролоновые маты.
1.Попеременное и одновременное сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой руками о стол, табуретку, гимнастическую скамейку, пол; то же, но ноги на скамейке или поддерживаются партнером (рис. 1); то же с опорой на партнера, лежащего на спине (рис. 2). Темп выполнения упражнений постепенно возрастает.
2. Ходьба на руках; в упоре лежа, с под-спрыгивании, перепрыгивании и т.д. Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовкой школьников и недостаточным вниманием тренеров и учителей физической культуры к упражнениям, развивающим навыки самостраховки. Эти упражнения несложны, доступны и нужны практически всем детям, а в особенности тем, кто занимается видами спорта, связанными с неожиданными или преднамеренными падениями (гимнастика, акробатика, борьба, футбол, волейбол и др.)
Однако наивно думать, что, разучив 10- 20 специальных упражнений, мы уже застраховали детей от травм. Преградой травматизму они станут только при регулярных повторениях усложняющихся заданий и выполнении их уверенно, четко, на высокой скорости. Ниже поддержкой партнером под колени; то же с поддержкой за голени, ноги вместе; то же в стойке на руках (рис. 3).
3. Сгибание и разгибание рук в стойке: у гимнастической стенки, зацепившись насками за рейку (рис. 4); с поддержкой партнером за ноги (рис. 5); у стены без помощи, опускаясь до стойки на голове и выхода в стойку силой.
4. В упоре лежа на полу: отталкивание руками; тоже с 1-2 хлопками; отталкивание ногами (рис. 6); то же, разводя и соединяя ноги; отталкивание руками и ногами одновременно; то же с продвижением вправо и влево. Темп выполнения упражнений постепенно возрастает.
5. Падения вперед на руки в упор лежа: из упора на коленях оттолкнуться руками от пола и с продвижением туловища вперед-вверх мягко приземлиться в упор лежа на согнутых руках (рис. 7); то же из упора присев; то же из стойки на коленях; то же из о.с., туловище прямое; то же с поворотом кругом и одновременным падением; то же после кувырков вперед и назад.
Одним из важнейших методических приемов обучения гимнастическим упражнениям является помощь.
Помощь - непосредственное участие страхующего в облегчении выполнения упражнения. Главная задача помощи - создать надлежащие условия для быстрого овладения техникой изучаемого упражнения. Помощь следует применять умело, подбирать нужный момент и приложив необходимые усилия. Нельзя всю работу выполнять за гимнаста, так как у него не остается необходимых навыков для освоения упражнения. По мере овладения навыками физическая помощь уменьшается до полного ее прекращения.
Проводка - это форма помощи от начала упражнения до его окончания. Усилия тренера должны соответствовать правильным действиям ученика во время выполнения упражнения.
Подталкивание - это кратковременная помощь во время выполнения упражнения.
Поддержка - один из важных приемов помощи. Она заключается в том, что тренер поддерживает тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статистических упражнений. Пример (мах дугой с поворотом на перекладине, поворот кругом на брусьях при махе вперед). При этом важно зафиксировать положение тела в самой высшей точке. При выполнении упора руки в стороны (крест). По мере роста уровня технической и физической подготовки помощь, проводку и поддержку уменьшают, а потом прекращают совсем, заменяя их страховкой. Когда гимнаст достигает высокого уровня спортивного мастерства и уверенно владеет обязательной и произвольной программами, желательно снять даже страховку.
Для того чтобы правильно применять приемы страховки и помощи, надо знать и строго придерживаться следующих требований:
1. Во время занятий объяснять учащимся, где могут быть срывы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнений.
2. Хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая гимнасту.
3. Во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения.
4. Выбирать правильные способы и приемы страховки и помощи с учетом характера упражнения, уровня физической и технической подготовленности гимнаста.
5. Учитывать индивидуальные особенности гимнаста.
6. Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустойчивыми подставками.
7. Широко применять для страховки ручные и подвесные пояса - лонжи, тренажеры, поролоновые ямы. Последнее в настоящее время занимает ведущее место в учебно-тренировочном
процессе.
8. Применять индивидуальные и групповые способы страховки в меру необходимости.
9.Избегать мелкой лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.
Самостраховка - очень важный элемент учебно-тренировочного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно принимать решения и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникать во время выполнения упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизменить упражнение, чтобы предотвратить травму или облегчить силу падения во время срыва.
Обучение гимнастов страховке и помощи являются составной частью учебно-тренировочного процесса. Каждый гимнаст должен научиться страховать и помогать товарищу вовремя изучения сложных гимнастических упражнений. Помогая товарищу, гимнаст более вдумчиво относится к процессу обучения, старается осознать технику и структуру упражнения.
Обучение приемам страховки осуществляется параллельно с овладением гимнастических упражнений. Учитель объяснив и показав упражнение, сразу показывает, как надо страховать и помогать во время выполнения этого упражнения и привлекает к этому учеников.
Формирование навыков страховки и помощи должно осуществляться под строгим контролем учителя при сознательном и серьезном отношении спортсмена.
Сначала страхует преподаватель, а ученик выполняет роль дублера. По мере того, как ученики овладевают навыками страховки и помощи, они выполняют основную страховку, а преподаватель их дублирует.
В отдельных случаях, когда исполнение упражнений безопасно, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность учеников и является надежной защитой от травм.
Обучая приемам страховки и помощи, надо обратить внимание учеников на строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других мер предупреждения травматизма.