Способы и приемы страховки самостраховки. Предупреждение травматизма и обеспечение страховки при проведении физкультурных занятий

Под страховкой следует понимать совокупность средств, применяемых во время занятий по гимнастике с целью предуп­реждения спортивного травматизма. Но на этом не исчерпывается содержание понятия страховки. В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений она становится неотъем­лемой частью методики обучения и тренировки. Надежная стра­ховка создает благоприятные условия для уверенного выполнения самых сложных упражнений. Страховка - это готовность учителя или тренера своевременно оказать помощь исполнителю упраж­нения в случае неудачной попытки.

Одним из важнейших методических приемов обучения гимна­стическим упражнениям является помощь. Она содействует бо­лее быстрому овладению технической сложностью гимнастических упражнений, помогает гимнасту создать правильное двигательное представление и сформировать навык. Помощь следует оказывать умело, подбирая нужный момент и приложив необходимые физи­ческие усилия. Умело оказанная помощь придает ученику уверен­ность в своих силах. По мере овладения учеником конкретными упражнениями помощь со стороны обучающего уменьшается до полного ее прекращения. К основным разновидностям физической помощи относятся: «проводка» по пути движения; подталкивание; поддержка.

«Проводка» по пути движения - это форма помощи от нача­ла упражнения до его окончания. Усилия учителя, тренера дол­жны отвечать характеру упражнения и степени овладения им уча­щимся. Используя «проводку», преподаватель не должен целиком подменять действия самого ученика.

Подталкивание - это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по ходу исполнения отдельных, наиболее ответ­ственных фаз движения.

Поддержка - один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимаю­щийся находится в исходных, промежуточных и конечных положе­ниях, а умение прилагать свои усилия еще недостаточно развито. Используя поддержку как методический прием обучения, учитель, тренер придерживают тело гимнаста, фиксируя его в соответству­ющем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статических упражнений. Например, под­держка является важным методическим приемом обучения маха дугой с поворотом на перекладине или брусьях разной высоты, поворота кругом махом вперед на параллельных брусьях. При этом очень важно зафиксировать положение тела в самой высшей точ­ке. Поддержкой пользуются также во время выполнения сложных статических упражнений-упора руки в стороны на кольцах - «креста» - или горизонтальных висов и упоров спереди и сзади на кольцах и параллельных брусьях. В этих случаях поддержку применяют для облегчения упражнения и фиксации тела в нужном положении.

Удельный вес разных приемов страховки и помощи зависит от характера изучаемого упражнения, индивидуальных особенностей гимнаста, уровня его физической и технической подготовленности, а также индивидуальных особенностей страхующего (рост, физи­ческая сила, скорость реакции и пр.). По мере роста уровня тех­нической и физической подготовленности помощь, проведение и поддержку уменьшают, а затем прекращают совсем, заменяя ее страховкой. Следует помнить, что самостоятельное выполнение упражнений является действенным методом воспитания у гим­настов уверенности, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Поэтому не следует чрезмерно опекать учеников и лишать их какой-либо самостоятельности, надо умно и умело применять способы предупреждения травматизма.

Для того чтобы правильно применить приемы страховки и по­мощи, надо знать и строго придерживаться следующих требова­ний:

    Во время занятий объяснять учащимся, где могут быть сры­вы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнения.

    Хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать мес­то для страховки, не мешая гимнасту.

    Во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения.

    Выбирать правильные способы и приемы страховки и помо­щи, учитывая характер упражнений, уровень физической и техни­ческой подготовленности гимнаста.

    Учитывать индивидуальные особенности гимнаста.

    Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустой­чивыми подставками.

    Широко применять для страховки ручные и подвесные поя­са-лонжи, тренажеры, поролоновые ямы (последние в настоящее время занимают ведущее место в учебно-тренировочном процес­се).

    Применять индивидуальные и групповые страховки в меру необходимости.

    Избегать мелкой и лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.

Самостраховка - важный элемент учебно-тренировочного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно при­нимать решения и самостоятельно выходить из опасных положе­ний, которые могут возникнуть во время упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизменить упражнение, чтобы облег­чить силу падения во время срыва. Например, во время выпол­нения стойки на руках или на плечах на брусьях в случае паде­ния вперед гимнаст должен сделать кувырок в сед ноги врозь.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче гимнаст овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по гимнастике должен воспитывать у учеников навыки самостраховки. Эти задачи ус­пешно можно решать с помощью акробатических упражнений. Надо научить учеников делать кувырки вперед и назад из любого положения. Это дает возможность во время неудачного выполне­ния соскока или падения облегчить приземление, исполняя кувы­рок. Самостраховка играет особую роль на поздних этапах учеб­но-тренировочной работы, когда гимнаст выполняет упражнения самостоятельно.

Изучение приемов страховки и помощи. Обучение гимнастов приемам страховки и помощи является составной частью учебно-тренировочного процесса. Каждый гимнаст должен научиться страховать и помогать товарищу во время изучения сложных гим­настических упражнений. Помогая товарищу, гимнаст более вдум­чиво относится к процессу обучения, старается осознать технику и структуру упражнения, четко представить разные параметры дви­жения (направление, амплитуду, необходимые усилия и т. д.). Кро­ме того, ошибки, допущенные товарищем, в некоторой степени предостерегают страхующего.

Обучение приемам страховки совершается параллельно с овла­дением гимнастическими упражнениями. Формирование навыков страховки и помощи должно осуществляться под строгим контро­лем учителя при сознательном и серьезном отношении спортсмена к этому делу. Сначала страхует учитель, а ученик выполняет роль дублера. По мере того как ученики овладевают навыками страхо­вки и помощи, они выполняют основную страховку, а учитель их дублирует. В отдельных случаях, когда исполняемые упражнения безопасны, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Кстати, самостоятельная страховка значительно по­вышает ответственность учеников и является надежной защитой от травм.

Обучая приемам страховки и помощи, надо обращать внима­ние учеников на строгое соблюдение всех требований техники без­опасности и других способов предостережения травм, т. е. требо­вать высокого уровня учебной дисциплины, правильного отноше­ния к подготовке места занятий, придерживаясь правил врачебного контроля и самоконтроля, санитарии и личной гигие­ны, а также правильного режима отдыха, питания и т. д. Учащие­ся педагогических училищ овладевают навыками страховки и по­мощи на каждом практическом, а также на специально организо­ванных для этого занятиях.

Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма

В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических уп­ражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гим­настов и эффективной мерой предупреждения травматизма.

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения уп­ражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражне­ния захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе фор­мы страховки применяются на начальных этапах обучения наибо­лее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индиви­дуальная страховка осуществляется преподавателем или однии из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непре­менным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается.

Наличие разнообразных страховочных средств в большинстве случаев позволяет применять индивидуальную страховку. Группо­вая страховка применяется реже.

Для обеспечения страховки используются специальные и тех­нические средства. К специальным относятся: ладонные наклад­ки - полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на паль­цы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и пер­чатки - используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, проклад­ки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежно­сти страховки; поролоновая яма или система «трамплин - поро­лоновая яма - батут» - помогает осваивать упражнения со слож­ными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут уста­навливают на уровне пола. На его металлическую раму и аморти­заторы укладывают маты. К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других уп­ражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучива­нии акробатических упражнений и др.

Страховка и помощь тесно взаимосвязаны и на начальных эта­пах обучения новому упражнению часто подменяют друг друга.

Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изуча­емом упражнении, быстрому овладению техникой его исполне­ния и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других спо­собностей.

Различают следующие виды помощи: проводка - действия тре­нера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или от­дельной его части, фазе; фиксация - задержка гимнаста педаго­гом в определенной точке движения; подталкивание - кратковре­менная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддерж­ ка - кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка - кратковременная помощь гимнасту при вы­полнении поворотов; комбинированные приемы - использование различных приемов, применяемых одновременно и последователь­но; серийные приемы - используются в соответствии с построени­ем комбинации: подталкивание - поддержка, поддержка - под­талкивание, подкрутка - подталкивание и т.д.

По мере овладения упражнением степень приложения физи­ческих усилий педагогом уменьшается, а затем прекращается вов­се и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя зло­употреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них самостоятельного выполнения упражнений.

При осуществлении страховки необходимо: знать технику ис­полняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать ме­сто для страховки; применять правильные способы и приемы стра­ховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учени­ков (физическую, техническую и психологическую подготовлен­ность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же в Ремя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми под­ставками, с которых осуществляется страховка, ставить на стра­ховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страхов­ки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и сте­пени технической подготовленности обучаемого.

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения исамостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвра­щения возможной травмы можно прекратить выполнение упраж­нения или изменить его, создать дополнительную опору, пере­хватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занима­ющихся правильно приземляться во время падения. Навыки само­страховки приобретаются в процессе изучения упражнений и со­вершенствования их исполнения.

4.5. Обучение приемам страховки и помощи

Каждое гимнастическое упражнение требует особых приемов страховки, помощи и самостраховки. При обучении этим при­емам исходят из правильной техники выполнения упражнений и возможных ошибок. Эти приемы изучаются одновременно с осво­ением гимнастических упражнений. Педагог показывает и объя­сняет и. п. страхующего у снаряда, правильную стойку, способ за­хвата и действия в случае выполнения упражнения с ошибками, затем практически отрабатываются приемы страховки и помощи. Кроме практических действий, перед каждым подходом для стра­ховки следует спросить страхующего, как он будет ее осуществ­лять. Действия страхующих преподаватель всегда должен держать в поле зрения. Лишь после прочного овладения навыками можно доверить осуществление самостоятельной страховки и помощи, обращая внимание страхующих на строгое соблюдение всех тре­бований техники безопасности и других мер предупреждения трав­матизма.

Обязательное обучение занимающихся приемам страховки и помощи диктуется тем, что преподаватель не может сам обеспе­чить их при проведении занятий с несколькими группами. Навы­ками страховки и помощи должен владеть каждый занимающийся гимнастикой. Студенты физкультурных учебных заведений овла­девают ими на практических занятиях.

Обеспечение страховки и помощи воспитывает у занимающихся чувство ответственности за это поручение и профессиональную компетентность.

В вольных и акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного пояса. При страховке веревки держатся свободно, а в случае ошибочных действий гимнаста, при угрозе падения они быстро натягиваются. Безопасность выполне­ния сложных упражнений достигается применением для этого поролоновых ям и матов, «обкрутки» в руках педагогов.

В упражнениях на бревне страхующий передвигается вдоль бревна в готовности в любой момент потери равновесия исполняющим упражнение подать руку, гимнастическую палку или поддержать при падении, неудачном соскоке. При наскоках на снаряд стра­ховка оказывается у места отталкивания, а при соскоках сбоку гимнастка поддерживается в области спины и живота. В работе с начинающими рекомендуется страховать вдвоем с обеих сторон бревна. Нельзя в процессе страховки захватывать занимающегося за ноги.

В упражнениях на высокой перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страховка осуществляется сбоку под снарядом и передви­гаясь на небольшое расстояние вперед и назад в зависимости от направления и характера движения гимнаста. Возможны быстрые переходы на другую сторону (делать надо это очень умело), так чтобы не помешать выполнению упражнения. При соскоках надо быстро переходить к предполагаемому месту приземления. Стра­ховка может оказываться стоя на возвышении или с помощью подвесного пояса.

В упражнениях на низких и средних брусьях страховка осуществ­ляется руками из-под жердей. На низких брусьях при страховке детей и при оказании помощи в исполнении некоторых статичес­ких элементов можно держать руки и над жердями. Другими сред­ствами страховки являются поролоновые маты, подвесные пояса, возвышения, подставки различного рода и др.

В опорных прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, стра­ховка оказывается стоя спереди и несколько сбоку от места при­земления; гимнаст поддерживается или двумя руками за плечо, или одной рукой за предплечье, другой - за плечо или под грудь. При страховке боковых прыжков место страхующего - впереди снаряда со стороны опорной руки. При выполнении прыжков пе­реворотом и более сложных ему надо стоять сбоку и поддерживать под спину и плечо либо под грудь и спину.

27 вопрос

Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп

На основании медицинского заключения все школьники рас­пределяются на три группы: основную, подготовительную и спе­циальную.

К основной медицинской группе относятся учащиеся без откло­нений в состоянии здоровья и физическом развитии. Им разреша­ются занятия в полном объеме по программе физического воспи­тания, а также тренировочные занятия и участие в соревнованиях по гимнастике и другим видам спорта.

К подготовительной медицинской группе относятся школьники, не имеющие существенных отклонений в состоянии здоровья, но слабо физически подготовленные. Они занимаются по школьной

программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений (в зависимости от характера и степени отклонений) и дифференцированного дозирования нагрузки. Программный ма­териал они осваивают постепенно; нормативы, по которым опре­деляется их успеваемость, разрабатываются учителем индивиду­ально, с учетом имеющихся у каждого из них отклонений в со­стоянии здоровья. Занятия в каких-либо секциях им не разреша­ются, но настойчиво рекомендуются дополнительные занятия в группах специальной физической подготовки или самостоятель­но. Для них составляются индивидуальные комплексы упражне­ний, направленные на расширение функциональных возможно­стей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие силы, координации движений и быстроты, гибкости, выносливости, внимания, памяти на движения, воли и др.

При улучшении состояния здоровья, физической подготовлен­ности учащиеся переводятся в основную медицинскую группу. Обычно школьники основной и подготовительной медицинских групп занимаются вместе. Это, безусловно, усложняет работу учи­теля, поэтому приходится изыскивать такой способ организации совместных учебных занятий, который бы в меньшей мере сни­жал их качество. Однако в любом случае дети подготовительной группы должны чувствовать себя наравне со всеми, и излишняя опека может снизить их активность.

Наибольшее внимание уделяется учащимся со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Эти отклонения обычно не мешают выполнению учебной работы по другим предметам, но являются противопоказанием к заняти­ям физической культурой по школьной программе. Такие дети определяются в специальную медицинскую группу. С большей частью этих школьников (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Меньшая часть детей (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной гимнастикой в лечебно-профилактические учреждения.

Поскольку возраст, характер и степень проявления болезни, Уровень адаптации к физическим нагрузкам у каждого ребенка различны, то комплектование групп рекомендуется вести по воз­растному принципу с учетом особенностей заболеваний. Объеди­нение в одну группу школьников, страдающих различными забо­леваниями, допустимо и целесообразно, так как характер при­способления здорового организма и с отклонениями к физичес­кой нагрузке во многих отношениях сходен. Однако необходимо осуществлять индивидуальный подход в подборе упражнений и Методике их выполнения, учитывать влияние изучаемого упраж­нения на лечение заболеваний, показания и противопоказания (табл. 4).

  1. Ответы на вопросы по Всеобщей истории 9 класс 2005-06г.

    Шпаргалка >> История

    Этому тексту материалы - другие варианты ответов , краткие фрагменты публикаций и др. ... афиняне посещали гимнасии, где занимались гимнастикой . Греки были образованными людьми – ... отказывались от проявления враждебности. В ответ рабочие стали создавать отряды “ ...

  2. Ответы по истории религии

    Реферат >> Религия и мифология

    Достаточно сложным, дискуссионным и ответ на него зависит во многом... можно в принципе дать два взаимоисключающих ответа : религия появилась вместе с человеком... тела»: соблюдение строжайшей диеты дыхательная гимнастика , привлекающая в организм животворящий эфир...

  3. Виды гимнастики

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Такое и получите кучу самых разных ответов . Даже если спрашивать у специалистов. И почти... , но выполняемые не так, как гимнастика

При проведении физических упражнений необходимо уделять особое внимание профилактике травматизма.

Действия воспитателя, связанные с предупреждением травматизма, называют страховкой. Эффект страховки достигается строжайшим соблюдением принципов обучения воспитания. Условием предупреждения травм являются: систематичность занятий, доступность учебного материала, прочность овладения им и т.д. Профилактика травматизма достигается также разумной дозировкой физических нагрузок, хорошей дисциплиной детей. Рациональной организацией выполнения упражнений. Но при выполнении некоторых упражнений все же возникает необходимость в страховке (непосредственное предупреждение падений, поддержка, удержание и др.). Такой страховкой должны сопровождаться обязательно прыжки в высоту с разбега, ходьба по бревну и др.

Профилактическими мерами предупреждения травм являются: предварительная проверка мест занятий, оборудования, безопасное размещение детей при выполнении физических упражнений (метание на дальность).

Страховка может быть связана с помощью (при ходьбе по бревну держать ребенка за руку). Но этим не следует злоупотреблять, чтобы не затормозить воспитание смелости, самообладания, выдержки.

Структура и содержание.

Структура физкультурного занятия включает:

I. Вводная часть

Цель: настроить детей на занятие, организовать детей, собрать внимание, подготовить организм к большей физической нагрузке.

II. Основная часть.

Цель : формирование двигательных умений и навыков, формирование физических качеств

1. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.

2. Основные упражнения.

3. Подвижная игра.

III. Заключительная часть.

Цель: снизить физическую нагрузку, подвести итог.

1. Типы занятий.

Занятие традиционного типа, которое может носить обучающий, смешанный и вариативный характер Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом (обучение спортивным играм и упражнениям, знакомство с правилами, содержанием, техникой видов движений и т. д)

Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материла.

Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыкальное сопровождение с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений этих занятиях не проводится, так как весь программный материал должен быть хорошо знаком детям. Во время занятий у детей развиваются музыкально-эстетические чувства.

Занятие по интересам направлено на развитие двигательных способностей и творчества детей, где им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями. Например, физкультурный зал может быть разбит на несколько игровых зон, в каждой из которых расположены разные физкультурные пособия;

1-я зона: мячи разных типов и размеров; набивные (весом 0,5 кг); массажные; теннисные: мячи-шары и т. д.;

2-я зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли и т.д.;

3-я зона: полоса препятствий (гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, батуты);

4-я зона: тренажеры разных типов («Велосипед», «Бегущая дорожка», диск «Здоровье», детский эспандер и др.)

5 зона: комплект для спортивных(бадминтон, городки, теннис, мяч),

Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать любую зону и выполнять произвольные движения с пособиями. При этом он оказывает помощь: напоминает, как пользовать ся пособием, предлагает вариативность выполнения задания и т. д. Через 5-6 минут звучит музыкальный сигнал, и дети меняются зонами, самостоятельно выбирая любую из них. В течение занятия дети проходят все игровые зоны.

Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей, включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.

Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.

Сюжетно-игровое занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка; оно состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Спортсмены», «Зоопарк», «Рыбаки» и т. д.). Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.

Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями и т.д. На занятиях может осуществляться работа на тренажерах («Велосипед», «Бегущая дорожка», «Гребля» и др). Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки,

Тематическое занятие проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, бас­кетбол, бадминтон. На занятиях этого типа важно добиваться хорошего ка­чества выполнения заданий.

Занятие комплексного характера (синтезирование разных видов дея­тельности). Как правило, используют­ся игровые упражнения типа: «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».

Контрольно-проверочное занятие - своеобразный итоговый зачет, направ­ленный на выявление количественных и качественных результатов в основ­ных видах движений и в развитии физических качеств. В таких занятиях участвуют воспитатели групп и мето­дист. Основная цель: выявление оши­бок в технике выполнения движений и их устранение. Воспитатели заранее составляют протоколы оценки физи­ческих качеств и двигательной подго­товленности детей с учетом коэффи­циента двигательного развития каждо­го ребенка. В течение года занятия такого типа проводятся не менее трех-четырех раз, желательно в нача­ле и в конце учебного года. Результа­ты, зафиксированные в протоколах, анализируются, что дает возможность проследить динамику освоения деть­ми основных видов движений и раз­вития физических качеств.

Известно, что на занятиях школьников физиче­ской культурой, и на тренировках нередки случаи травматизма. Еще больше травм происходит в быту. Большинство из них,на первый взгляд кажутся случайными: поскользнулся в прыжках, беге или игре; неудачно упал, катаясь на коньках, лыжах или санках; неловко приземлился при спрыгивание и т.д. приемы самостраховки при выполнении наиболее распространенных упражнений, чрева­тых опасностью травматизма.

Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовкой школьников и недостаточным вниманием тренеров и учителей физической культуры к упражнениям, развиваю­щим навыки самостраховки. Эти упражнения несложны, доступны и нужны практически всем детям, а в особенности тем, кто занимается видами спорта, связанными с неожиданными или преднамеренными падениями (гимнастика, акро­батика, борьба, футбол, волейбол и др.)

Однако наивно думать, что, разучив 10- 20 специальных упражнений, мы уже застрахова­ли детей от травм. Преградой тарвматизму они станут только при регулярных повторениях усложняющихся заданий и выполнении их уве­ренно, четко, на высокой скорости. Ниже предла гаются приемы самостраховки при выполнении наиболее распространенных упражнений, чреватых опасностью травматизма

Иногда при падениях вперед школьники получают различные травмы рук, лица, груди. Происходит это чаще всего с теми, у кого слабые руки и недостаточно развита ловкость.

Упражнения для амортизации падений сгиба­нием рук.

Этот способ самостраховки применяют при падениях на месте или с небольшой поступательной скоростью движения. При обуче­нии падениям используют поролоновые маты.

1.Попеременное и одновременное сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой руками о стол, табуретку, гимнастическую скамейку, пол; то же, но ноги на скамейке или поддерживаются партнером (рис. 1); то же с опорой на партнера, лежащего на спине (рис. 2). Темп выполнения упражнений постепенно возрастает.

2. Ходьба на руках; в упоре лежа, с под-спрыгивании, перепрыгивании и т.д. Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовкой школьников и недостаточным вниманием тренеров и учителей физической культуры к упражнениям, развиваю­щим навыки самостраховки. Эти упражнения несложны, доступны и нужны практически всем детям, а в особенности тем, кто занимается видами спорта, связанными с неожиданными или преднамеренными падениями (гимнастика, акро­батика, борьба, футбол, волейбол и др.)

Однако наивно думать, что, разучив 10- 20 специальных упражнений, мы уже застрахова­ли детей от травм. Преградой травматизму они станут только при регулярных повторениях усложняющихся заданий и выполнении их уве­ренно, четко, на высокой скорости. Ниже поддержкой партнером под колени; то же с под­держкой за голени, ноги вместе; то же в стойке на руках (рис. 3).

3. Сгибание и разгибание рук в стойке: у гимнастической стенки, зацепившись насками за рейку (рис. 4); с поддержкой партнером за ноги (рис. 5); у стены без помощи, опускаясь до стойки на голове и выхода в стойку силой.

4. В упоре лежа на полу: отталкивание руками; тоже с 1-2 хлопками; отталкивание ногами (рис. 6); то же, разводя и соединяя ноги; отталкивание руками и ногами одновременно; то же с продви­жением вправо и влево. Темп выполнения упражнений постепенно возрастает.

5. Падения вперед на руки в упор лежа: из упора на коленях оттолкнуться руками от пола и с продвижением туловища вперед-вверх мягко приземлиться в упор лежа на согнутых руках (рис. 7); то же из упора присев; то же из стойки на коленях; то же из о.с., туловище прямое; то же с поворотом кругом и одновременным падени­ем; то же после кувырков вперед и назад.

Одним из важнейших методических приемов обучения гим­настическим упражнениям является помощь.

Помощь - непосредственное участие страхующего в облег­чении выполнения упражнения. Главная задача помощи - соз­дать надлежащие условия для быстрого овладения техникой изу­чаемого упражнения. Помощь следует применять умело, подби­рать нужный момент и приложив необходимые усилия. Нельзя всю работу выполнять за гимнаста, так как у него не остается необходимых навыков для освоения упражнения. По мере овла­дения навыками физическая помощь уменьшается до полного ее прекращения.

Проводка - это форма помощи от начала упражнения до его окончания. Усилия тренера должны соответствовать правильным действиям ученика во время выполнения упражнения.

Подталкивание - это кратковременная помощь во время вы­полнения упражнения.

Поддержка - один из важных приемов помощи. Она заклю­чается в том, что тренер поддерживает тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статистических уп­ражнений. Пример (мах дугой с поворотом на перекладине, по­ворот кругом на брусьях при махе вперед). При этом важно за­фиксировать положение тела в самой высшей точке. При выпол­нении упора руки в стороны (крест). По мере роста уровня тех­нической и физической подготовки помощь, проводку и поддерж­ку уменьшают, а потом прекращают совсем, заменяя их страхов­кой. Когда гимнаст достигает высокого уровня спортивного мас­терства и уверенно владеет обязательной и произвольной прог­раммами, желательно снять даже страховку.

Для того чтобы правильно применять приемы страховки и помощи, надо знать и строго придерживаться следующих требо­ваний:

1. Во время занятий объяснять учащимся, где могут быть сры­вы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнений.

2. Хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая гимнасту.

3. Во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения.

4. Выбирать правильные способы и приемы страховки и по­мощи с учетом характера упражнения, уровня физической и тех­нической подготовленности гимнаста.

5. Учитывать индивидуальные особенности гимнаста.

6. Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустой­чивыми подставками.

7. Широко применять для страховки ручные и подвесные по­яса - лонжи, тренажеры, поролоновые ямы. Последнее в настоящее время занимает ведущее место в учебно-тренировочном
процессе.

8. Применять индивидуальные и групповые способы страхов­ки в меру необходимости.

9.Избегать мелкой лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.


Самостраховка - очень важный элемент учебно-тренировоч­ного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно принимать решения и самостоятельно выходить из опасных поло­жений, которые могут возникать во время выполнения упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизме­нить упражнение, чтобы предотвратить травму или облегчить силу падения во время срыва.

Обучение гимнастов страховке и помощи являются составной частью учебно-тренировочного процесса. Каждый гимнаст дол­жен научиться страховать и помогать товарищу вовремя изуче­ния сложных гимнастических упражнений. Помогая товарищу, гимнаст более вдумчиво относится к процессу обучения, старается осознать технику и структуру упражнения.

Обучение приемам страховки осуществляется параллельно с овладением гимнастических упражнений. Учитель объяснив и по­казав упражнение, сразу показывает, как надо страховать и по­могать во время выполнения этого упражнения и привлекает к этому учеников.

Формирование навыков страховки и помощи должно осущест­вляться под строгим контролем учителя при сознательном и серь­езном отношении спортсмена.

Сначала страхует преподаватель, а ученик выполняет роль дублера. По мере того, как ученики овладевают навыками страховки и помощи, они выполняют основную страховку, а пре­подаватель их дублирует.

В отдельных случаях, когда исполнение упражнений безопас­но, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Самостоятельная страховка значительно повышает от­ветственность учеников и является надежной защитой от травм.

Обучая приемам страховки и помощи, надо обратить внима­ние учеников на строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других мер предупреждения травматизма.